0

Стили сада в ландшафтном дизайне

Содержание

Исторический экскурс: опускаемся вглубь веков

Зачатки ландшафтного дизайна проявились сразу, как только первобытные люди определились с понятием собственного жилища: мощение галькой площадки перед пещерой вполне можно сравнить с современным обустройством подъездной аллеи к загородному особняку. Садовники и главные архитекторы во дворцах древних правителей (Ассирия, Вавилон, Египет), услаждавшие взоры повелителей результатами своей работы, даже не представляли, что являются ландшафтными дизайнерами, однако заложили основы науки о гармоничном изменении окружающего мира. Висячие сады Семирамиды – творение гениального ландшафтного архитектора, были признаны древними одним из Семи чудес света, парк Версаля – не менее грандиозное и великолепное детище Андре Ленотра, более близкое нашему времени, считается хрестоматийным примером, вершиной садово-паркового искусства, а японский «Сад камней» Рёан-дзы в Киото, чья атмосфера окрашена религиозно-философскими нотами, стал одним из праотцов стиля минимализм в дизайне и архитектуре.

Вертикаль, горизонталь, объем и четыре стихии

Все компоненты ландшафтного дизайна удачно вписываются в правило «сочетай верх, низ и форму», а также символически поддерживают 4 природные стихии (дерево, вода, камень, воздух) при наполнении ландшафта. Дополнительной составляющей, дающей способность рисовать любые геометрические формы, подчеркивать акцентные объекты, является свет.

Воздух Вода Камень Дерево Свет
Горизонталь Панорамный вид Пруды

Водоемы

Ручьи

Садовые дорожки

Подъездные аллеи

Парковочные площадки

Патио

Декоративные кустарники

Стелющиеся растения

Подсветка дорожек

Искусственное освещение водоемов

Вертикаль «Свет в конце тоннеля» — приглашающее к прогулке световое окно в конце аллеи Каскады Водопады Подпорные стенки

Колонны

Каменные арки

Полноразмерные деревья

Вертикальное озеленение

Отдельно стоящие фонари
Объем Открытые пространства (газон, мощеная площадка) Объемные фонтаны Садовые печи

Скульптуры Кострище

Топиари

МАФы (беседка, пергола, решетчатые навесы)

Световые фигуры Световое оформление зеленых насаждений

Разрабатывая проект ландшафта, необходимо связать между собой вертикальные и горизонтальные плоскости, подчеркнуть необходимый объем, создать единое пространство, где ничто не будет диссонировать с общим стилевым решением.

Что определяет каждый стиль: сравниваем особенности

Точкой отсчета при создании ландшафта собственной фазенды может стать любая мелочь. Главное – правильно классифицировать ее, определить принадлежность стилю. Любовь к песчаным оттенкам травертина способна натолкнуть на проектирование сада «а-ля Италия», мнение, что «роза – прекраснейшая из цветов» подскажет использование английской классики, обязательное присутствие аромата лаванды – прямая отсылка к насыщенному солнцем Провансу. Сузить рамки при подборе стиля помогут основные характеристики садовой планировки и элементов наполнения.

Строгостью, использованием прямоугольных форм при разбивке сада отличаются:

  1. Регулярный (французский);
  2. Японский;
  3. Мавританский.

Плавность, округлость линий присуща:

  1. Английскому стилю;
  2. Кантри;
  3. Русскому модерну;
  4. Китайскому;
  5. Экостилю.

Пышность цветущей растительности, буйство красок внутри геометрически жесткой планировки характерны для мавританского садового пространства, классический английский сад, напротив, подразумевает идеально-выверенную гамму красок холодноватых оттенков, большое количество зелени, общую колористическую сдержанность.

Исторические стили – отзвук ушедших эпох

Любой исторический стиль ландшафтного дизайна – это отражение соответствующего времени, окрашенного национальным колоритом. Доскональное копирование дворцовых садов сегодня не актуально, оно требует размаха владений, штата садовников и неустанных забот, но использование типичных приемов, расстановка необходимых акцентов, подбор подходящих растений (оригиналов либо местных аналогов) позволяет создать объект небольшого масштаба, вписывающийся в стилевые рамки. Применение характерных видов мощения, планировки участка, стрижки изгородей, обустройство обязательных зон рисует эффектный стилевой образ.

Английский стиль: холодная чопорность в пейзажном антураже

Классический образец ландшафта в английском стиле наблюдала героиня романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» в богатейшем поместье мистера Дарси. Сад был регулярным и роскошным одновременно. Более приземленным пейзажным образцам этого вида дизайна присущи плавность очертаний рукотворных элементов (площадок, дорожек, разметки границ насаждений, контуров водоемов), сдержанность в подборе растений, их цветовой гаммы. Предпочтительны холодные оттенки соцветий, сочетание розового и синего, отсутствие кричащих акцентов. Особое внимание уделяется зеленым насаждениям и газону: помимо тщательного круглогодичного ухода (стрижка, подравнивание, замена вымерших экземпляров) идет тщательный отсев видов по типу и цвету листвы. В результате английский сад выглядит очень ухоженным и гармоничным.

При составлении типично английских композиций из многолетников важен цветовой и размерный ритм, пропорциональное сочетание растений между собой, многоплановость посадки, сроки цветения.

Голландский уют: каналы, мельницы, тюльпаны

Образ голландского сада напрямую коррелирует с характером жителей этой страны и ее природными условиями. Вынужденные отвоевывать у наступающего моря пространство для жизни голландцы очень ценят землю, их садики имеют совсем небольшие размеры. Основные черты голландского нрава, нашедшие отражение в ландшафте:

  • Практичность — площадь используется по максимуму, обычные деревья заменяются карликовыми формами;
  • Разумность – каждому элементу свое место (тщательно рассчитанное зонирование);
  • Аккуратность – сад содержится в идеальном порядке;
  • Жизнелюбие – объемные пятна ярких цветов, использование садовых фигурок и мини-объектов;
  • Гордость – самой эффектной частью сада является партер перед домом, чтобы вызвать восхищение прохожих.

Деревенская жизнь, устроенная со вкусом

Деревенский стиль (кантри) ландшафтного дизайна характеризуется некоторой небрежностью, налетом старины, отсутствием идеально выверенных пропорций. Кажется, что художник легкими мазками набросал живописный эскиз, который вдруг ожил. Дерево, камень, ивовая лоза, камыш, глина – все природные материалы найдут здесь применение. В кантри стиле приветствуется строительство деревянных беседок, создание рукотворных прудов и ручьев, свободных от правил цветников, где соседствуют разнообразные растения. Элементы декора, задействованные при создании сада, полного сельского очарования – это плетеные заборчики, глиняные горшки, кадки с цветами, яркие садовые скульптуры, колеса и старинные телеги, вьющиеся растения, аккуратные обрамленные грядки, – все то, что так мило сердцу замученного городского жителя и моментально образует идиллическую картинку.

Китайский сад – инкрустированная шкатулка с секретом

Особенными чертами китайского стиля в ландшафтном дизайне стали изящество линий, богатство красок, стремление сделать из простого сложное, не нарушив природной гармонии. Пространство искусственно растягивается благодаря большой протяженности извилистых пешеходных троп, включению в ландшафт водных композиций (умиротворяюще спокойные водоемы сменяются каскадными ступенями), разделению сада светлыми стенами с прорезанными отверстиями («лунные ворота»), интригующими посетителя, приглашающими его в дальнейшее путешествие.

Пейзажную направленность сада подчеркивают:

  1. Изогнутые линии мостиков, перекликающиеся с крышами беседок-пагод, декоративных ворот;
  2. Искусное сочетание двух противоположных энергий: воды и камня;
  3. Центрированность садовой композиции;
  4. Использование растений с природно-округлыми формами либо применение топиари.

Колониальный стиль: органичность, аккуратность, достоинство

Колониальный стиль совмещает в себе две разные культуры – привнесенную извне и аборигенную. Это образец взаимно обогащающего синтеза, когда европейская многонациональность колонизаторов, ограниченность выбора строительных материалов, разнообразие экзотической местной флоры вылились в удивительный симбиотический стиль, которому свойственна теплота, легкая небрежность, мягкая уютность. Толкнув калитку приусадебного участка, спроектированного в колониальном стиле, хочется воскликнуть: «Home, sweet home!». Плавные линии ярких цветников, округлые очертания древесных композиций повторяются в маршрутах садовых дорожек из кирпича, плитного камня, пропитанного дерева. Отголоском практического применения первыми поселенцами земельных наделов является зонирование: обязательно выделяется фруктовый сад и огородная часть, которая часто оформляется как декоративный огород в регулярном стиле. Сад с террасами, залитыми солнцем, находится позади дома, защищен им от сторонних взглядов. Он насыщен красками, однако визитной карточкой колониального дизайна считается невысокий деревянный заборчик «как у бабушки», окрашенный простыми белилами.

Мавританский стиль: тайна за семью печатями

Закрытые от посторонних сады в мавританском стиле полностью отвечают определению «услада для глаз и отдохновение сердца». Окруженные пустыней и высокими стенами оазисы наполнены яркими цветами с сильным запахом, сверкающей водой фонтанов и каналов, насыщенной зеленью листвы. Восточная роскошь располагает к неге, наслаждению жизнью, беспрерывным удовольствиям. Мавританский стиль подразумевает единство противоположностей: все, что создала рука человека прямолинейно, строго, имеет четкие границы, все, что подарено природой, бушует в своей первозданной красоте. В искусственно разделенном на 4 квадрата саду дорожки выложены плиткой, создающей сложные орнаменты, а зеленые насаждения разной высоты используются как ширмы, скрывающие приватную жизнь хозяев. Украшением сада служат фруктовые деревья, а королевой является роза. Наиболее предпочтительны сорта, обладающие пышным многолепестковым соцветием и густым ароматом, проникающим во все уголки сада.

Лавандовый Прованс: налет старины обязателен

При слове «Прованс» вспоминаются картинки с бесконечно уходящими вдаль рядами фиолетовых цветов, но прованский сад – это небольшое, уютное, милое пространство около дома.
Типичные черты французского деревенского дизайна:

  • Состаренное, потертое дерево для садовой мебели;
  • Выветренный камень подпорных стенок и обрамления клумб;
  • Мощеные дорожки, на которые наползают разросшиеся растения;
  • Обязательная фигурная грядка с пряными травами;
  • Изобилие лаванды на клумбах, в терракотовых горшках, отделяющих площадку для отдыха с кованой скамьей от других зон сада;
  • Вьющиеся растения, оплетающие арки и перголы, как способ затенения от жаркого солнца;
  • Ряд фруктовых деревьев с плоскими кронами, сформованными особым видом обрезки, вдоль стены дома.

Особенности планировки: французский регулярный стиль

Зеркальное отображение частей сада вдоль центральной оси, четкость границ, стриженные живые изгороди различной высоты, протяженные аккуратные аллеи, фигурные цветочные бордюры – вот то, что отличает французские парковые ансамбли, создание которых возведено в ранг искусства. Классическими элементами регулярного дворцового стиля являются:

  1. Фонтаны со скульптурными группами;
  2. Парадный партер в передней части;
  3. Водоемы изогнуто-симметричных форм в каменном обрамлении;
  4. Ряды стриженых экзотических деревьев в массивных кадках, которые на зиму убираются в оранжереи;
  5. Идеальные обширные газоны, как связующее средство всего пространства;
  6. Цветники, образующие сложный геометрический рисунок;
  7. «Зеленые» потайные комнаты, лабиринты, амфитеатры.

Романтическое путешествие по Италии

Теплый ветер, солнце, насыщенные ароматы – отличительные черты средиземноморского климата, которые нашли отражение в итальянском дизайне садов. Классический дворцовый сад-парк – это симметрия планировки, подстриженные деревья в вазонах, живые изгороди, четко разграничивающие пространство, прямые дорожки, приподнятый водоем, фонтаны и мраморные скульптуры. Живописная природа, богатство цветущих растений уравновешиваются строгой композицией рукотворных изменений в ландшафте. В противоположность ему, небольшой садик с ноткой романтики спроектировать проще – его характерные особенности добавляют жизнерадостного колорита:

  • Каменное патио с мебелью, сочетающей дерево и ковку, предназначено для шумных семейных трапез;
  • Скамья под перголой, увитой розами или виноградом, отлично подойдет для послеполуденного отдыха;
  • Открытая терраса, уставленная цветочными горшками, поздним вечером подарит возможность любоваться звездами.

Японский сад: сдержанная чистота стиля

Основными чертами ландшафта в японском стиле является аскетичность, композиционная выверенность, сдержанность. Ничто не должно отвлекать от созерцания природной гармонии либо погружения в собственные мысли. Обязательное сочетание воды, камня, живых растений создает особый, миниатюрный мир, где время течет очень медленно, где человеку дана бесконечность, чтобы наблюдать склоненные над озерцом ветки ивы или облетающие цветочные лепестки. При разработке дизайна японского сада верным стилистическим решением станет:

  • Асимметричность планировки участка;
  • Просчет видовых точек: любое перемещение по зонам японского садика должно представлять зрителю идеальную картину;
  • Освещение зоны отдыха каменными фонариками;
  • Размещение красивых групп камней, мощение дорожек отдельными плоскими камнями, обрамленными газоном или россыпью гальки;
  • Использование растений, воспетых в японской поэзии: кленов, вишен и слив, хризантем, ив, сосен, пионов.

Сад нашего времени: от сложного к простому

Современному ландшафтному дизайнеру предоставлена большая палитра стилевых инструментов. Новые направления обладают индивидуальностью, но не требуют соблюдения строгих норм. Отсутствие жестких ограничений позволяет миксовать варианты между собой, дополнять их друг другом, реализовывать интересные задумки. Например, сегодня одним из набирающих популярность стилей становится фэнтези. Под влиянием «Путешествия туда и обратно», «Ведьмака», романов о варварах, колдунах, сокровищах гномов заказчики мечтают увидеть у себя на участке Хоббитанию или Дремучий лес. Да, иногда взрослые тоже хотят жить в сказке. Задача специалиста – реализовать это желание, наполнив окружающее пространство таинственными уголками под сенью сплетенных ветвей, неведомыми дорожками, ведущими к тихой заводи, постройками «под старину». Погреб из Шира, детский домик – избушка Бабы-Яги, беседка с печью, похожая на таверну троллей с успехом обозначат принадлежность владений к «царству за тридевять земель».

Альпийский луг + альпийская горка = альпийский стиль

Альпийский стиль ландшафтного дизайна копирует природные красоты европейских горных районов, поэтому применять его стоит на участках с серьезным уклоном. Центральным акцентом становится использование камня всех размеров от валунов до гальки. К месту придется все: булыжные россыпи, мощение, горки и рокарии, «сухие ручьи», каскадные водоемы, где вода плещется по каменным скатам, скальные смотровые площадки. В сочетании с зеленой травой газона камень смотрится наиболее натурально. Отдельную зону участка можно отдать под альпийский луг: колышущееся ветром цветочное разнотравье будет перекликаться ароматами с пряной зеленью (тимьян высаживают в промежутки между фрагментами альпийской горки, где, разрастаясь, он заполняет пустоты наряду с вересками, стелющимися очитками, шиловидными флоксами). Классическое расположение дома в верхней точке участка открывает панорамный вид на калейдоскоп цветов, свойственный этому стилю.

Минимализм: лучше меньше, да лучше

Маленький участок можно оформить в любом стиле, однако минимализм способен сделать его не мизерным, а достойным. «Я отсекаю все лишнее» — ответил Микеланджело на вопрос о том, как он создает свои мраморные скульптуры. Задача минимализма схожая – убрать несущественное, чтобы в сдержанности проявился истинный характер сада. Рассчитанный с инженерной точностью формат садового пространства – это основная идея. Скандинавский подход к подбору оттенков (предпочтительны нейтральные, естественные тона), продуманная композиция, четко обозначенные границы – вот отличительные особенности дизайна с чувством собственного достоинства. Свойственные минимализму формы просты, за счет уменьшения количества декоративных акцентов расширяется пространство, глаз отдыхает на зелени и зеркальной глади воды.

Сад в стиле модерн

Главное правило ландшафтного дизайна «стиль дома определяет облик сада» в модерне становится догмой. Основное строение – это центр всего пространства. От него волнами расходятся зоны участка, внутренние черты здания копируются во внешних объектах. Модерн относится к пейзажной категории садового дизайна: здесь отсутствуют прямые углы, четкие линии. Отличительной особенностью являются плавные контуры, естественные изгибы садовых дорожек, растительных композиций, водных объектов. Сад дышит покоем, повторяемость очертаний в различных элементах (малые архитектурные формы, объекты декора, цветники, границы газона) создает неспешный ритм, настраивающий на созерцательный отдых. Эффект умиротворения усиливает сдержанная цветовая гамма зеленых насаждений и цветников.

Ирис – центральный цветок модерна, он фигурирует в картинах, витражах, ковке, паркете, деревянной резьбе внутреннего оформления дома, и великолепно украсит сад. Изящные цветы на гордых цветоносах – само воплощение стиля.

Хай-тек: будущее уже здесь

Попадая в сад хай-тек человек ощущает себя героем фантастического романа на огромном космическом корабле, где предусмотрено все для длительного пребывания.
Основные черты ландшафтного дизайна стиля хай-тек:

  • Использование прямоугольных форм, выраженных границ;
  • Заполнение открытых участков стриженым газоном, каменной плиткой, отсыпка галькой;
  • Основные материалы: камень, бетон, стекло, пластик, обработанное дерево;
  • Сдержанная цветовая гамма;
  • Использование арт-объектов из металла, камня, стекла, зеркал;
  • Водные объекты без растительности, заключенные в жесткие рамки.

Мощнейшим инструментом для создания сада стиля хай-тек является свет. Подсветка расставляет акценты, в зависимости от работы световых групп проявляются разнообразные световые картины.

Экостиль – полное единение с природой

Разрабатывая проект в экостиле, дизайнер решает задачу максимального использования природных преимуществ участка и минимального вмешательства в ландшафт. Необходимо так разместить все постройки, чтобы не нарушить экосистему в миниатюре. Наиболее значительным является этап предварительной проработки:

  • следует прорисовать схемы местности с разметкой высот, падения теней при перемещении солнца, имеющихся крупных деревьев с целью их сохранения;
  • проанализировать плюсы и минусы, на их основе предложить план ландшафтного изменения;
  • изучить произрастающие на местности растения, составить дендроплан необходимых зеленых насаждений.

ТХОМ (экзамен по композиции) / Стиль, стилизация

Можно придать лаконичной форме большую выразительность за счет элементов декоративной фактуры. Стилизация фактуры в процессе формообразования может также идти по пути обобщения и выявления только ее характерных признаков. Декор в предметах декоративно – прикладного искусства служит элементом выявления функциональных элементов формы и усиливает ее эстетическую привлекательность.

Необходимо, чтобы все применяемые графические приемы работали на выявление идеи, были выразительны и использовались соответствии с поставленными задачами.

Изображение предметов из различных материалов во всех вариантах графической интерпретации натюрморта ведет к неизменному использованию и практическому применению многочисленных текстур: дерева, металла, сетки, всевозможных тканей.

Узорные элементы драпировок образуют в совокупности с растительными мотивами сложные ритмические структуры, обогащающие изобразительные средства и расширяющие возможности автора произведения.

Графическая трактовка тематического натюрморта подразумевает его условное изображение

и исключает ряд задач реалистического изображения, таких как отображение воздушного пространства, материальности. Наоборот, здесь активно применяется плановость изображения, принцип обратной перспективы, служащей для иллюстрации идеального мира.

В работе возможно доведение форм отдельных предметов до максимальной остроты, допускаются различного рода условности в плане размещения предметов в пространстве.

Стилизация формы в процессе формообразования может быть направлена на выявление собственных свойств объекта (пропорции, масса, структурность) или придание оригинальных черт объекту путем некоторого искажения формы в единой стилевой трактовки.

Стилизация формы может быть доведена до некоторого искажения формы в единой стилевой трактовке.

Стилизация формы может быть доведена до простейших геометрических основ.

В упражнении формальными средствами графического языка необходимо творчески интерпретировать формы натюрморта. В процессе выполнения задания необходимо выбрать из эскизов наиболее интересный, неординарный вариант, который поможет сконструировать новые зрительные образы.

Стилизация натюрмортных форм различными художественно – графическими способами позволяет осваивать современные графические приемы, развивает исполнительскую культуру графических техник, является средством формирования художественно – композиционного мышления и воображения. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, черно – белого графического построения.

Для декоративного натюрморта большое значение играет характер стилизации, который образует сложные ритмические структуры, обогащающие ритмические средства.

В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Необходимо обратить внимание на возможность работы линии. Найденный ритм линий может передавать не только контур, но и являться возможностью передачи объема. Работа с пятном и силуэтом расширяет возможность графической стилизации декоративных форм.

Разнообразие использованных графических линий, декоративно – графических приемов, работа с контрастами, нюансами и ритмом способствуют пластическому и образному обогащению не только каждого отдельного предмета, но и всего изобразительного пространства в целом.

Необходимо, чтоб все применяемые графические приемы работали на выявление идеи, были выразительны и использовались в соответствии с поставленными задачами.

Меняются способы компоновки, светотеневой моделировки, равновесия частей композиции, конструкции строения двухмерной плоскости и пространства.

ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ ПЕЙЗАЖА

Для изображения объектов живой и неживой природы используются самые характерные и наиболее яркие их особенности и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда искажаются с целью создания абстракции.

Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев), близкие к геометрическим, окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают еще больше, а округленные – округляют или же сжимают. При этом происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов. Целями которой являются увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла.

В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой, чем ближе изображение к сущности природы объекта, тем оно становится все более обобщенным, условным, а на самой конечной стадии – абстрактным.

Сначала выполняется стилизованное изображение, а затем его легко превратить в абстрактное. Иногда из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта, выбирается какой – то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате изображение объекта с обобщенными признаками становится символичным. Этот творческий процесс обобщения изображения объекта и придания ему символичности удобно делить на три основных этапа:

-поиск пластического модуля;

-распредмечивание и подбор нового предметного качества;

-абстрагирование (пафос образа).

После того, как произведено обобщение форм изображаемого объекта и достигнут определенный уровень символичности изображения, стилизованный объект может быть помещен в органичную и свойственную ему окружающую среду или обстановку. Например, стилизованное дерево выглядит органично в стилизованном декоративном пейзаже, а абстрактное – в абстрактном. Основная разница между этими двумя видами пейзажа состоит в том, что в абстрактном пейзаже стилизация доходит до крайней степени условности, после превышения которой пейзаж начинает терять свою жанровую узнаваемость. Поэтому в декоративном пейзаже степени обобщения и условности могут быть сколь угодно велики, но они не должны переходить границу жанровой узнаваемости или использоваться для создания только лишь одной декоративности.

Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве, в котором задний и передние планы сближаются с общим средним планом, а все объекты пейзажной композиции показываются с одинаковой четкостью в условиях отсутствия линейной и воздушной перспектив.

Декоративный стилизованный пейзаж создается по общим законам декоративной композиции, и одним из главных условий его художественности является четкая и подчеркнуто выразительная передача картин окружающей природы в ее различных состояниях. Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность пейзажной композиции, из изображаемого пейзажа отбрасывается все ненужное, второстепенное и все, что мешает наиболее выразительно передать состояние природы или конкретного природного явления.

Из объектов пейзажа убираются все мелкие подробности, особенно если они неоднократно в том или ином виде повторяются, упрощается сама форма этих объектов: сглаживаются рельефы гор, холмов и окружающей местности, обобщаются очертания облаков, лесных опушек, зарослей, морских берегов, рек и озер. Одновременно производится стилизация, которая чаще всего заключается в выделении и акцентированном подчеркивании самых характерных и наиболее выразительных в декоративном отношении свойств и качеств объектов пейзажа, отобранных для создания композиции.

Цвет в стилизованном декоративном пейзаже может использоваться как с учетом натуральной окраски природных объектов, так и произвольно в соответствии с авторским замыслом.

Методом стилизации (чаще всего была пластическая обработка реальной формы геометризация или при внесении индивидуального пластического модуля) аналог приобретал декоративные характеристики. Очертания формы и ее детали, как правило, обобщались, упрощались, типизировались, облагораживались, получали более совершенное художественное значение. Уровень стилизации исходной формы может быть разным. Можно заниматься стилизацией в пределах исходной предметности, сохраняя ассоциативную узнаваемость первоисточника. А можно, сохранив только формальную композиционную структуру, на ее основе получать либо беспредметную композицию, либо другое предметное качество, создавая тем самым новый ассоциативный ряд

ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ НАТЮРМОРТА

Для создания декоративных стилизованных натюрмортов с различными предметами, составляющими определенную группу, применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Специфичным требованием для стилизованных натюрмортов (так же как и для реалистических натюрмортов) является необходимость добиваться прежде всего полного единства группы изображаемых объектов, используя для этого группирующие законы и принципы визуального восприятия. Необходимость полного единства в натюрморте, кроме создания собственно изображения, заставляет уделять особое внимание группирующим свойствам каждого отдельного объекта, входящего в натюрморт: форме и размерам объекта, его цвету, цветовому оттенку, цветовой тени, фактуре.

Единство и гармония в натюрморте заставляют также особо тщательно рассматривать и организовывать взаимное расположение объектов на картинной плоскости с обязательным выделением доминантного объекта, который привлекает главное внимание зрителя и вокруг которого группируются остальные объекты.

Цвет в декоративном натюрморте может использоваться как с учетом натуральной окраски изображаемых объектов, так и произвольно в соответствии с авторским замыслом.

Стилизация натюрморта:

— стилизация натюрморта с одними и теми же объектами, но с разной техникой выполнения;

— стилизация натюрморта с элементами абстракции.

Это упражнение, состоящее из трех отдельных взаимосвязанных стадий, выполняемых в течение одного — двух занятий в графике.

1. ЭТАП. Определение силуэта, поиск предельно выразительной, знаковой формы для выбранного аналога.

2. ЭТАП. Определяется как выявление композиционных структурообразующих признаков объекта, где главное внимание обращено на конструкцию, внутреннюю тектоническую составляющую.

3. ЭТАП. Интерпретация образа объекта на заданную тему с выявлением фактуры, пластики, деталей, частей подчиненных единому целому.

Особенности пейзажного стиля

Это направление дизайна по-другому еще называют классический стиль, не требует выравнивания рельефа, перепады высот здесь естественное явление. Поэтому проектирование ландшафта предполагает сохранение природной обстановки с холмами и водоемами.

Сад в пейзажном стиле должен смотреться максимально естественно, но растения и кустарники должны быть ухоженными и аккуратными.

Дорожки и водоемы здесь отражают собой ассиметричную упорядоченность

При создании проекта важно продумать систему тропинок, по которым нужно перемещаться по саду. Грамотный дизайнер искусно скомпонует все эти детали, удачно разместит скамейки, фонтанчики, хозпостройки и живописные клумбы на участке.

Проект ландшафтного дизайна Важно! Для создания пейзажного направления требуется не менее 12 соток придомовой или дачной территории, так как маленький сад не передаст всей гармоничности ландшафта и отразит лишь небольшие детали английского стиля.

Особенности пейзажного стиля в ландшафтном дизайне:

  • Плавные линии с изгибами и изветвлениями для дорожек и тропинок. Такими же естественными должны быть берега водоемов. Никакой строгой симметрии и прямых геометрических линий.

  • Архитектурные элементы для организации экстерьера: беседки, мостики гармонично вписываются в пейзаж, не выделяясь из общей среды.

  • Приветствуется использование старинных статуй, скамеек в английском стиле.

Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне

  • Клумбы и цветочные композиции органично вливаются в обстановку придомовой территории, их расположение – аккуратным холмиком, небольшой лужайкой.

  • Только натуральные материалы для организации экстерьера. Нет – пластику. Глина, дерево, камень, железо – основные инструменты для создания красивого и гармоничного облика участка.

  • Растения и кустарники, характерные для территории, где находится дом или дача. Неприемлемо – деревья тропического происхождения, травы и цветы в средней полосе северного полушария.

Цветочные композиции органично вливаются в обстановку

  • Природная гамма растений. Оттенки приглушенные: травянисто-зеленый, фиолетовый, серебристо-белый, светло-розовый. Пестрые цвета внесут разлад в английский стиль.

Приглушенные оттенки в пейзажном стиле На заметку! Неприемлемо искусственно формировать кроны деревьев и кустарников, подстригая их до геометрически ровных фигур, создавать топиарии. Достаточно дать свободно расти им, лишь немного корректируя процесс их роста. Это включает обычную санитарную обрезку кроны, прореживание.

Пейзажный стиль не подразумевает запущенности растений. Поэтому косить газон, ухаживать за цветами, выпалывать сорняки и другие хозяйственные работы выполнять требуется регулярно. Разве что это потребует меньше времени и сил, если бы у вас был современный ландшафтный дизайн в авангардном стиле.

В этом стиле отсутствует центральная точка, из которой могла бы открыться панорама на весь сад. Обозреть его можно только частично. Но с каждым переходом из одного места в другое взору «путешествующего» по участку открывается живописная картина.

Пейзажный стиль не подразумевает запущенности растений На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными в Подмосковье участками для строительства загородного дома. В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.

Как воссоздать красоту природы: правила и рекомендации

При создании этого стиля обратите внимание на многочисленные пейзажи, созданные природой.

Правила английского стиля требуют гармоничного расположения посадок. Более высокие элементы должны располагаться рядом со средними и далее плавно переходить на самые низкорастущие. Ярусное расположение растений: от дерева до кустарника, от цветов к газону – залог успеха.

Это важно! Несмотря на то, что тропинки требуют плавных изгибов, извилистости, это не означает, что дорожки от дома до хозпостроек должны петлять по всему саду. Удобное расположение всех элементов прежде всего.

При строительстве дорожек применяют камень плитняк, деревянные брусья, имитируя естественно появившуюся тропку

Этот стиль не терпит «загущенности» посадок, а также – обязательного использования каждого лишнего квадратного метра. Простор и свобода – девиз природы.

Роскошные фонтаны и альпийские горки применять нет необходимости, если на участке есть естественный луг с цветами и пруд с кувшинками. Максимальная нетронутость сада в сочетании с маскировкой «недостатков» территории только приветствуется.

Пруд с кувшинками в пейзажном стиле

Выбор растений на участке

Для создания пейзажного стиля чаще всего используют неприхотливые растения. Из цветов – это мальва, ирисы, анютины глазки. Также широко применяют непосредственно около построек и недалеко от них на клумбах крокусы и тюльпаны, дельфиниум.

В пейзажном стиле используют неприхотливые растения Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте о том, как оформить газон на даче: разновидности ландшафтных решений, уход + 45 фото.

Выбор деревьев ничем не ограничивается. В глубине участка для создания колорита можно посадить хвойные деревья (пихту, сосну). Вблизи искусственного водоема наиболее органично впишется плакучая ива или даже группа деревьев.

Обратите внимание! При обсуждении ландшафта нужно не забыть и про дизайн дома. Его облик должен гармонично вписываться в классический стиль ландшафтного дизайна. Не обязательно заказывать переделку фасадов, можно ограничиться созданием «растительного ковра», покрывающего дом снаружи. Растения украшают дом снаружи

Для южной стороны дома дизайнеры рекомендуют китайский лимонник, рододендрон, а для северной – душистый хмель, дикий виноград.

Таким же образом можно украсить беседку в зоне отдыха. Для реализации проекта многие владельцы дач и загородных домов используют обыкновенный плющ, виноградную лозу, плетистые розы, клематисы.

Плодовые деревья и ягодные кустарники чаще всего располагают с самой теплой и солнечной стороны: с юга или юго-востока. При создании этого стиля можно провести небольшое разделение участка на сад и огород и зону отдыха с друзьями, декоративный уголок.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Наряду с английским стилем довольно большую популярность приобрели другие, похожие на пейзажный, виды ландшафтного дизайна. К одному из них относится китайский стиль.

Это направление основывается на восточном мировоззрении, согласно которому все в природе пронизывает энергия ци. Ее потоки свободно циркулируют лишь по «нерукотворным» контурам, не имеющим прямых линий, острых углов и симметрии.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про о проекте ландшафтного дизайна: этапы проектирования и примеры лучших решений на фото.

Помимо этого главного признака китайский ландшафтный стиль имеет следующие особенности:

  • Все предметы экстерьера представляют собой завершенные композиции.

  • Из одного уголка сада должен открываться вид на другой живописный уголок. То есть пейзаж должен перетекать один в другой, создавая ощущение безграничности пространства.

  • Фонтанчики и водопады, ручьи располагаются в одном конкретном месте участка согласно правилам фэн-шуй.

Ручьи располагаются в одном конкретном месте

  • Китайская ограда не выделяется на общем фоне растительности, а сливается с рельефом, образуя единое целое.

  • Сооружение для чайных церемоний и других занятий всегда располагается в укромном уголке сада, вдали от посторонних глаз, где можно спокойно отдохнуть и насладиться пейзажем.

  • Многообразие растений – характерный признак для китайского сада.

Все элементы экстерьера обязательно располагаются в соответствии с фэн-шуй, уравновешивая друг друга. Так, рядом с огненной стихией, то есть предметов символизирующих огонь – красного цвета, не должны располагаться водные элементы.

На заметку! Для философского китайского сада характерны спокойные тона, деревья и кустарники должны способствовать отдыху. Хорошо, если в любом уголке сада можно уютно расположиться и помедитировать. Для китайского сада характерны спокойные тона

При выборе деревьев отдают предпочтение хвойным породам, символизирующим здоровье и долголетие (можжевельник, пихта, сосна). Непременным атрибутом любого китайского сада должно быть карликовое дерево бонсай.

Бассейны

Бассейны — это искусственные водоемы со специальным ложем для наполнения водой. Бассейны могут быть плавательными, декоративными. В зависимости от назначения они бывают закрытые и открытые. К бассейнам должна быть подведена вода, канализация и электричество. Участки вокруг бассейна должны быть покрыты твердым дерном, а дорожки и площадки иметь твердые покрытия. Дно бассейна может быть обустроено при помощи специальной ванны, гидроизоляционной пленки, которой выстилают дно котлована, или бетонирования.

Декоративные бассейны часто используют для оформления мавританского, мусульманского, монастырского или регулярного сада. К декоративным бассейнам относятся и декоративные водоемы-прудики. Они украшают пейзаж, дополняют его красивым отражением сооружений, крон деревьев и кустарников, увлажняют воздух. Для оптимального зрительного восприятия такие водные элементы должны быть не более 1/5…1/8 от размера окружающей территории.

Дно декоративного бассейна может быть выполнено из разноцветной мозаики, керамической плитки, камня, гравия. Для оформления береговой линии декоративного водного элемента используют камни, керамические и бетонные вазы, скульптуры и мостики. По краю создают композиции из растений с четким силуэтом ветвей, интересной формой листьев и цветов. Для этого подойдут: ива, можжевельник, туя, барбарис, рододендрон, ирис, лилейник, астильба, бадан и т.д. Для выращивания водных растений, в дне необходимо сделать углубление, куда помещают специальную корзину или горшок, который можно вынуть для осмотра состояния растения и переноса на зимнее хранение. На дно можно установить подсветку, которая в вечернее время будет выделять интересные элементы водоема.

Водопады

Водопад — это специальные водные элементы, представляющее собой поток воды, падающий с высоты в несколько метров. Водопады могут быть одноструйными и многоструйными, с прилипанием потока к стенке водопада и без, с водобойным колодцем заполненным водой или с твердой скальной поверхностью о которую разбивается поток на мелкие брызги. У водопада обязательно должно соблюдаться условие большой ширины по отношению к высоте струи, это создает необходимый зрительный эффект. Чаще водопады устраивают на больших перепадах рельефа в двух уровнях.

В регулярном саду водопад является главенствующим элементом, которому подчиняется планировка окружающего пространства. этот водный элемент оборудуют изысканными МАФ из добротных материалов: гранита, мрамора, плитняка, туфа. В саду пейзажного стиля водопад должен смотреться естественно и быть вписан в пейзаж местности. Его русло и берега оформляют камнями, валунами, древесно-кустарниковой и травянистой растительностью. Для усиления эффекта создают искусственные пороги из груды камней или скал, которые препятствуют быстрому движению потока и разбивают его на отдельные струи.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *