0

Ландшафтная архитектура

История развития ландшафтного дизайна

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании ландшафтный дизайн – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями: нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

Ирина Балтага

Ландшафтная архитектура: история и современность

Ландшафтное проектирование – одно из древнейших направлений человеческой деятельности. Люди всегда стремились преобразовать окружающее пространство, сделать его практичней и красивее. Можно с уверенностью сказать, что ландшафтная архитектура появляется одновременно с первыми большими городами.

Само же понятие ландшафтная архитектура появилось относительно недавно. Термин был введен шотландским любителем истории Гилбертом Мейсом в первой половине XIX века. А профессия ландшафтный архитектор появилась в США несколькими десятилетиями позже. Для обозначения работы людей, проектировавших Центральный парк Нью-Йорка.

История мировой ландшафтной архитектуры до 1800 года в основном сосредоточена вокруг создания величественных дворцовых, правительственных комплексов и владений знати. Ярким примером огромной работы ландшафтных архитекторов является Версаль. Парковая композиция, окружающая дворец, — одна из крупнейших и наиболее значимых в Европе (на фото вид на Версальский парк)

Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Он состоит из множества сложно спроектированных террас. Композиция включает:

  • клумбы,
  • газоны и оранжереи,
  • бассейны и фонтаны,
  • скульптуры и небольшие строения,
  • беседки, павильоны.

Сады и клумбы Версаля собрали столько растений из всех уголков планеты, что по ним можно составлять целый атлас. Такой объем работы выходит за рамки понятия «ландшафтный дизайн», доскональная выветренность всех композиций, тщательно продуманная инфраструктура – все это блестящий пример классической европейской ландшафтной архитектуры.

Не менее впечатляющего развития достигла ландшафтная архитектура Востока и Азии, где сформировались свои уникальные стили. До сих пор поражают воображение монастырские сады Японии.

Именно монастыри и храмы стали в странах Востока и Азии местами, где формировалось ландшафтное проектирование.

Современная архитектура ландшафта – неотъемлемая часть городского проектирования. Во многих больших городах есть управление ландшафтной архитектуры или хотя бы соответствующий отдел. С XX века история ее развития переместилась из загородных имений в многолюдные мегаполисы.

Направления и стили

Перечислить все стили ландшафтной архитектуры сложно, выделим некоторые базовые направления.

Регулярный стиль. Это направление ассоциируется с классической Европой, где этот стиль доминировал с XV по XVIII века. Для него характерны:

  • Осевое выстраивание композиции.
  • Четкая симметрия всех объектов в пространстве.
  • Строгая герметичность форм.
  • Архитектурные, садово-парковые объекты строго упорядочены.
  • Как правило, регулярный стиль реализуют на плоских поверхностях.

Регулярный стиль ландшафтной архитектуры

С конца XVIII века регулярный начинают вытеснять другие стили. Но на этом его история не заканчивается, до сих пор оформляют в этом стиле ландшафтной архитектуры специализированные объекты:

  • правительственные резиденции
  • государственные учреждения
  • центральные городские парки.

Японский стиль разнообразен, как и сама природа Японии. Ландшафтный дизайн, характерный для Японии, поражает художественным совершенством, при этом часто производит впечатление почти не тронутой природы. Главный секрет этого стиля – он основан на воспроизведении природных ландшафтов в ограниченном пространстве, при этом всегда присутствует некая доля условности, а вся композиция продумана до мельчайших подробностей.

  • Воссоздание миниатюрных вариантов природных пейзажей. Чаще всего встречается перенесение сюжета морского побережья на тот или иной участок. Это достигается с помощью искусственных водоемов с похожей на природную береговой линией, выложенной камнями.
  • Проектирование ландшафта начинается с выбора сюжета. Это может быть море, горы, холмы или камни. От сюжета зависит остальная композиция.
  • Дорожки делают извилистыми, вымащивают камнем и черепицей. Характерная техника мощения – «следы монаха», где плоские камни располагают среди зелени на расстоянии друг от друга.
  • Отсутствие множественных цветовых пятен. Каждому растению отведен свой сезон, на протяжении которого оно будет главным украшением сада. Весной все утопает в цветах сакуры – символа Японии, а осенью доминирует красный клен.
  • Два столпа традиционной ландшафтной архитектуры – лаконичность и асимметрия.
  • Каждая деталь пространства тщательно продумана и символична, в таком ландшафте нет ничего случайного.
  • Тематические сады, как сад мхов или камней – не просто причудливый дизайн, а часть духовной культуры Японии.

Традиционный японский стиль каждой деталью напоминает о том, что история его появления и развития связана с религиозно-философским наследием страны.

Узнать больше про тематические сады Японии вы сможете, читая наш сайт.

Пейзажный стиль. Придя на смену регулярному (хотя иногда эти стили совмещаются), пейзажный стиль изменил подход к ландшафтному проектированию. Абсолютно новым стал подход к основным ландшафтным объектам:

  • Растения. Они стали более естественными, имитирующими дикую природу. В отличии от регулярного, в пейзажном стиле нет места неразличимым линейным посадкам кустарников или деревьев. Здесь каждое растение имеет индивидуальность.
  • Рельеф. В основном мягкий, приближенный к естественному ландшафту долин и холмов. Лестницы используются только при необходимости и не имеют парадности, присущей регулярному стилю.
  • Вода. Фонтаны и бассейны сменяются естественными прудами, озерами и водопадами.

Сад мхов и мост в японском стиле

Важное нововведение этого стиля – обилие малых архитектурных форм. Пейзажный стиль, располагая к неспешным прогулкам, ввел в широкое употребление беседки, навесы, павильоны, урны – словом, все, что нужно для приятной прогулки. При этом все объекты органично вписаны в ландшафт, каждая композиция – максимально естественная (как на фото)

Ландшафтная архитектура и градостроительство

В современной мировой практике ландшафтный дизайн и архитектура переместились от дворцов в города, они все теснее переплетаются с городским планированием. Особенно востребована такая архитектура в мегаполисах.

Все чаще в больших городах стараются создать соответствующий отдел. Сфера его деятельности чрезвычайно широкая: от озеленения до планировки новых жилых районов со всей инфраструктурой от станций метро и рекреационных зон до лавочек и урн.

Управление ландшафтной архитектуры или соответствующий отдел, как правило, занимаются перспективным планированием городского обустройства, создают атлас ландшафтного дизайна.

Ландшафтная архитектура специализированных объектов общественных мест должна выполнять массу функций, при этом согласовываться с окружающей природой, иметь продуманную инфраструктуру и радовать глаз.

Так, например, грамотное озеленение способно решить многие проблемы города, улучшив как функциональную организацию пространства, так и его экологические параметры (есть специальные отделы по озеленению).

Важной частью городского планирования являются специализированные объекты — рекреационные зоны. Ландшафтная архитектура – специализированные объекты:

  • Курортные, физкультурно-оздоровительные, спортивные, удовлетворяющие все возрастные группы посетителей, предназначенные для массового отдыха;
  • Зоопарки, ботанические, этнографические, выставочные, для уникальных видов отдыха;
  • Сады и парки для тихого отдыха и прогулок.

Таким образом, архитектура ландшафта – понятие куда более сложное, чем ландшафтный дизайн. Она включает в себя организацию и преобразование всего окружающего пространства как антропогенного, так и природного. При этом ландшафтный дизайн является лишь небольшой, часто завершающей стадией ландшафтного проектирования. Больше узнать про ландшафтный дизайн вы сможете, читая наш сайт.

Видео:

Т. Розанова

Рельеф (скульптура)

У этого термина существуют и другие значения, см. Рельеф (значения). Древний мраморный саркофаг с барельефом. Музей Лувр.

Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (т.е. выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

  • Барельеф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief «высокий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
  • Контррельеф (от лат. contra «против» + «рельеф») — углублённый от фона «негатив» барельефа; применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений, а также инталий.
  • Койланаглиф или анкрё (фр. en creux) — вырезанный на плоскости углублённый контур; в основном применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *