0

Как работали почтовые голуби

Как работала голубиная почта?

Сейчас, когда и обычная-то почта исчезает, убитая почтой электронной, перенос писем с помощью голубей вообще кажется какой-то сумасшедшей придумкой. Но всего сто лет назад доставка секретных или срочных депеш с помощью почтовых голубей виделась многим весьма перспективным способом почтовой связи. К тому же способом, опробованным в суровых военных условиях.

Голубь хорошо запоминает место расположения своего гнезда. Настолько хорошо, что если перевезти его в другое место, он возвратится назад, к своему гнезду. Скорость птицы — около 70 километров в час, она может преодолеть расстояние до 300 километров. Высота полета голубя — от 100 до 300 метров, и вряд ли за ним можно проследить, тем более, преградить ему путь. Не удивительно, что в конце 19-го — начале 20-го века в городах и крепостях по всей Европе были организованы станции голубиной почты.

На этих станциях содержались голуби двух типов, «свои» и «чужие». Гнездо «своих» голубей было на станции. В этом гнезде находились подруга и птенцы. «Чужих» голубей привозили с других станций. «Свои» голуби время от времени также уезжали в «командировку». В специальных повозках, на автомобилях или даже на мотоциклах их развозили по голубиным почтовым станциям. Таким образом, на каждой голубиной станции всегда было несколько птиц, готовых возвратиться к родным гнездам и унести с собой специально подготовленное письмо.

Хотя такой канал связи достаточно экстравагантный, передача информации по нему проходит так же, как по любым другим, самым современным, каналам. Перед отправкой письма, сообщение кодировалось. Кодировка заключалась в том, что текст сообщения переносился на особые кусочки тонкой бумаги. Ширина «голубеграммы» составляла около 6.5 сантиметров, а длина ее была приблизительно 16.5 сантиметров. В военных условиях сообщение шифровалось для того, чтобы в случае захвата почтового голубя его содержание осталось тайной. С развитием фотографии «голубеграммы» стали изготавливать на фотопленке, фотографируя текст обычного размера.

Если на одном конце канала связи имеется кодировка, на другом полученное сообщение должно быть декодировано. Декодировка голубиной почты не представляла особого труда. Послание читали с помощью проекционного аппарата, увеличивавшего изображение, либо просто с помощью увеличительного стекла.

В телефонном разговоре информация передается по каналу проводной линии с помощью электромагнитных колебаний. По каналу обычной почтовой связи письма, упакованные в конверт, перевозятся от отправителя к получателю. В голубиной почте каналом связи является воздушное пространство, а почтовый голубь был как бы летящим конвертом. «Голубеграмма» вкладывалась в легкую металлическую трубочку. Эта трубочка прочно крепилась к лапке голубя. В России депешу вкладывали в обрезок голубиного или же гусиного пера. Этот своеобразный футляр крепко закрепляли на одном или двух хвостовых перьях.

Свою эффективность голубиная почта продемонстрировала во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах. Германские войска взяли Париж в осаду, но почтовая связь со столицей не прерывалась благодаря почтовым голубям. Почта для отправки в Париж готовилась в городе Туре. Этот город находится на расстоянии 220 километров от Парижа по прямой. Почтовый голубь преодолевал расстояние от Тура до Парижа самое большее за 4 часа. С учетом кодировки и декодировки письмо доставлялось адресату в течение одного дня. Это был прекрасный результат по тем временам! Да и по нынешним тоже.

В голубиной почте были задействованы 73 почтовых голубя. За 140 дней осады Парижа они передали 150 тысяч официальных депеш и около 1 миллиона частных писем. Допустим, что 1 депеша занимала 1 лист бумаги формата A4. На таком листе можно разместить около 1700 знаков, то есть 1700 байтов информации. Таким образом, за все время осады голубиная почта передала около 1955 килобайт информации или приблизительно 2 мегабайта. Сейчас такую информацию можно передать в одном электронном письме.

Почтовый голубь всегда летит только в одну сторону, например, из Тура в Париж. Чтобы связь не прерывалась, парижских голубей доставляли в Тур на воздушных шарах, которые регулярно летали из осажденного Парижа в провинцию. На этих же воздушных шарах переправляли пассажиров и почту. За все время осады воздушные шары совершили 65 полетов и переправили 11 тонн почты.

Кстати, если вспомнить, что любому каналу связи присущи помехи, то в голубиной почте помех было совсем немного. Практически все голуби долетали до цели. Даже когда немцы узнали о том, что между Парижем и провинцией действует голубиная почта, и решили «поставить помехи», выпустив в воздух ястребов, специально обученных охоте на голубей. Но различить почтового голубя среди множества других птиц не мог даже зоркий хищник.

Серьезные люди, занимавшиеся разработкой протоколов Интернета, тоже не прочь пошутить. 1 апреля 1990 года они запустили в сообщество разработчиков новый стандарт под номером RFC1149. Стандарт описывал передачу сообщений с помощью голубиной почты. Несмотря на очевидную шуточность, этот стандарт оформлен по всем правилам. По этой причине его даже рекомендуют прочесть и понять тем, кто изучает теорию связи или Интернет.

Теги: голуби, интересный факт, почта, история

История

Почтовые голуби с прикреплёнными сообщениями

Античность и средневековье

Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы оставили обильные письменные источники об употреблении голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте при Нур ад-Дине (1146—1173); тогда за пару хороших голубей платили по 1000 динариев.

В более поздние эпохи голуби оказали большие услуги в 1572 году при осаде Харлема, в 1574 году — при осаде Лейдена.

XIX век

Натан Ротшильд (1777—1836), удачно использовавший голубиную почту в своём бизнесе

До изобретения телеграфа (1832) этот метод сообщений пользовался значительной популярностью среди брокеров на рынке ценных бумаг и финансистов. Почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено Натаном Ротшильдом через голубя на двое суток раньше, что дало ему возможность удачно провести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть.

Миклош Барабаш. Голубиная почта (1843)

В начале XIX века голландское правительство организовало гражданско-военную систему голубиной связи на Яве и Суматре, используя птиц, завезённых из Багдада.

В 1870—1871 годах, во время франко-прусской войны, при осаде Парижа прусскими войсками, 73 голубями из 363 было передано 150 000 официальных и до миллиона частных депеш (микрописем, уменьшенных фотографией). Почта для Парижа готовилась в Туре. Один голубь некоего Деруара шесть раз перелетал из провинции в Париж, завозимый из Парижа на воздушном шаре. В 1870 году в Париже был специально оборудован «голубиный почтамт» — читальный зал, в котором расшифровывались голубеграммы — микрописьма, доставленные голубями в специальных водонепроницаемых капсулах, прикреплённых к оперению или лапке голубя. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, статья 1 которого говорила:

Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении и в пределах, указанных в приказе начальника управления.

Мотив голубиной почты использован на первой марке Базеля — «Базельской голубке» (1845)

Для борьбы с голубиной почтой Парижа немцы пытались применять ястребов. Впоследствии благодарные парижане поставили голубю памятник.

После франко-прусской войны почтовых голубей стали разводить для военных целей во многих странах Европы, а также находили им гражданское применение. Так, до изобретения радио (1895) редакции газет прибегали к использованию голубей для доставки информации о гонках яхт, для чего на некоторых яхтах устраивали голубятни. В конце XIX столетия опыты с организацией голубиной почты проводились во многих странах мира, о чём свидетельствуют публикации в прессе того времени:

Опыты в 1895 году по почину Жиффара, в Атлантическом океане доказали, что хорошо дрессированные почтовые голуби могут пролетать расстояние до 800 верст. Капитан Рено, заведующий военной голубиной почтой французской армии, повторил опыты Жиффара. Один голубь, пущенный с расстояния 3000 верст от американского побережья, пролетел эту огромную дистанцию. Путём тщательного подбора и тренировки пернатых вопрос об устройстве голубиных почт для океанских кораблей может быть решен с успехом. Корабль, взяв известное количество французских и американских голубей, может пользоваться теми и другими, смотря по своему местонахождению. «Правительственный вестник», 24 мая 1898 года.
Вопрос о надежности голубиной почты на далёких расстояниях через сушу и море давно решён в утвердительном смысле. Можно безошибочно сказать, что 80 % голубей на расстоянии 150 миль от станции совершат перелёт со скоростью 35—40 миль в час… Голубями теперь пользуются на практике для пересылки важных бумаг. В Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и России голубиные станции для военных целей обставлены очень хорошо. Во Франции, Германии, Италии, России и Испании имеются станции для морских целей, а ныне Великобритания обратила своё внимание на этот прекрасный способ сообщения через море. «Правительственный вестник», 14 октября 1898 года.

На Гавайских островах, ввиду недостаточности пароходных сообщений, в 1897 году была также организована регулярная голубиная почта, с которой пересылались письма и деньги.

Голубиная почта острова Грейт-Барриер

Первые марки новозеландской голубиной почты, предназначенные для связи с островом Грейт-Барриер (слева) и островами Маротири (справа) (1898)

Особое место в истории голубиной почты занимает почтовая служба англ. Great Barrier Island Pigeon-Gram Service («Служба голубеграмм острова Грейт-Барриер»), существовавшая на Новой Зеландии в конце XIX — начале XX веков. Она связывала крупнейший город страны, Окленд, с островами Грейт-Барриер, Маротири и городом Порт-Чарлзом на полуострове Коромандел.

С 1899 года новозеландская служба голубеграмм выпускала треугольные марки для связи с островом Грейт-Барриер

Первое послание было доставлено 29 января 1896 года голубем по кличке Arie’. Каждый голубь переносил до пяти посланий. Рекорд доставки был установлен голубем по кличке Velocity («скорость»), который преодолел расстояние между островом Грейт-Барриер и Оклендом за 50 минут со средней скоростью 125 км/ч.

С 1898 по 1908 год выпускались почтовые марки голубеграммы, которые можно рассматривать в качестве первых в мире знаков воздушной почты. Первая специальная почтовая марка для голубиной почты по линии Окленд — Грейт-Барриер была выпущена тиражом 1800 экземпляров. В 1899 году для связи в этом же направлении появились треугольные марки двух номиналов: синяя — 6 пенсов и красная — 1 шиллинг, а для сообщения с архипелагом Маротири компанией одноимённого синдиката была выпущена собственная почтовая марка.

После прокладки кабеля связи в 1908 году голубиная почта была закрыта.

Марка ФРГ, вышедшая в связи с открытием голубиной почтовой линии между ФРГ и Данией

XX век и современность

Голубиный автомобиль французской армии в первую мировую войну (осень 1916)

Голубиная связь широко применялась в годы Первой и Второй мировых войн.

Во второй половине XX века голубиная почта использовалась газетными репортёрами агентства Рейтер. Птицы доставляли редакции почту быстрее, чем это мог бы сделать автомобиль, застревающий на улицах в часы пик. Успешно использовала голубиную почту в Ялте «Курортная газета». В честь голубиной почты в ФРГ была выпущена почтовая марка в 1963 году. Известны маркированные голубеграммы — как один из видов цельных вещей, которые были выпущены, например, в Чехословакии в 1966 и 1968 годах.

В последнее время голубиная почта организуется, главным образом, в рекламно-агитационных и коммерческих целях или преследует ярко выраженный памятный филателистический характер. Так, в 1996 году почтой Словакии были выпущены голубеграммы, посвящённые летней Олимпиаде в Атланте.

В Новой Зеландии, на родине первой регулярной голубиной почты, ежегодно проводится очень популярное у коллекционеров мероприятие «Stamp week» («Неделя почтовой марки»), которое обычно сопровождается организацией голубиной почты. При этом письма, доставленные почтовыми голубями, часто франкируются специально для этого выпущенными марками с использованием спецштемпелей.

Литература

Портал «Филателия»

Голубиная почта на Викискладе

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
  • Голубиная почта // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Голубиная почта сегодня // Календарь филателиста на 1976 год. — М.: Связь, 1975. — 29 марта — 4 апреля.
  • Гросс О., Грыжевский К. IV. В калейдоскопе марок. Авиационные марки // Путешествия в мире марок / О. Гросс, К. Грыжевский; Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. — С. 59—62. — 50 000 экз. (Проверено 23 июня 2016) Архивировано 11 ноября 2015 года.
  • Гросс О., Грыжевский К. IV. В калейдоскопе марок. Марки голубиной почты // Путешествия в мире марок / О. Гросс, К. Грыжевский; Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. — С. 59—62. — 50 000 экз. (Проверено 23 июня 2016) Архивировано 11 ноября 2015 года.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с. — 100 000 экз. (Проверено 15 июля 2016) Архивировано 2 января 2016 года.
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.
  • Яснецкий И. Голуби почтовые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • A Priced Catalogue of the Pigeon Post Stamps. — Verne Collins & Co, 1934. — 15 p. (англ.) (Проверено 11 ноября 2008)

Нормативный контроль

GND: 7733163-1

История голубиной почты

Росписи египетских дворцов и китайских шкатулок, мозаики римских вилл и византийских храмов свидетельствуют, что в голубе во все времена видели символ поэтичной красоты и духовной возвышенности. Конечно, голубь приносил и огромную пользу. Голубиная почта — изобретение незапамятных времен, во всяком случае, уже в Вавилонском царстве для голубей, переносящих письма, строились специальные высокие и заметные издалека башни. История голубиной почты богата драматическими событиями: здесь и спасение осажденных городов, и необыкновенные любовные истории, и коммерческие операции, и приключения контрабандистов.

Не всегда голубиная наивная привязанность к дому шла на пользу хозяину. Княгиня Ольга, задумавшая в четвертый раз отомстить древлянам за смерть мужа, избрала очередной нетривиальный и запоминающийся способ мести. Убедив все еще ничего не подозревающих древлян в своем прощении, находчивая княгиня потребовала с них весьма скромную дань — по три воробья и по три голубя с каждого двора их города. Однако птицы не пошли на паштеты в княжескую кухню — к их лапам немедленно привязали тлеющую паклю и отпустили. Честно выполняя свой долг, голуби и воробьи возвратились в дома обескураженных таким поворотом событий горожан. С древлянами было покончено.

Человечество, безнадежно отдалившееся от природы, тем не менее сохранило самую нежную любовь к своим древним и верным спутникам — лошадям и собакам. Играющий пес, как и скачущий конь, пробуждают в душе даже самого заядлого горожанина невольный восторг. Автомобилю не удалось затмить лошадь, но, кажется, телефоны и факсы вытеснили из нашей души любовь и признательность к голубям, на протяжении тысячелетий верой и правдой служившим надежнейшим средством связи. Но, даже перестав быть нам полезными, голуби по-прежнему воплощают редкие и незаменимые качества — верность и свободу. Голубиная верность стала легендарной у многих народов уже тысячи лет назад. История обогащения знаменитой фамилии Ротшильдов тесно связана с голубиной почтой. Во время наполеоновской стодневной эпопеи Натан Ротшильд, основоположник династии миллионеров, находился в Лондоне, имея в своем распоряжении некоторый не слишком большой капитал. В связи с победоносным продвижением воспрянувшего Наполеона по Франции и общей неясностью политического положения британские государственные ценные бумаги котировались на бирже весьма невысоко. Исход генерального сражения англичан с французами имел огромное значение, в том числе и для рынка ценных бумаг. И вот армии Наполеона и герцога Веллингтона встретились. Битва при Ватерлоо вошла не только в учебники по военному искусству, но и в историю финансовых операций.

Ротшильд, имевший при действующей армии собственных агентов, узнал о победе британцев с помощью голубиной почты на три дня раньше официальных известий и успел купить ценные бумаги по дешевке. Не зря хорошие голуби-почтари ценились на вес золота! Удивительная способность этой птицы находить дорогу домой использовалась очень широко вплоть до изобретения телеграфа и радио. Но и потом бывали случаи, когда вспоминали о голубях. Известно, что уже после второй мировой войны корреспонденты агентства «Рейтер», не имевшие из-за уличных пробок возможности быстро посылать в редакцию срочный материал, посылали почтарей и опережали конкурентов. Турман в полете выполняет акробатические кувырки и перевороты. Считается, что искусство воздушных трюков происходит от умения диких голубей уворачиваться в полете от ударов стремительных хищных птиц. Домашних турманов хищные ястребы атакуют редко, голуби кувыркаются из любви к искусству. Орловский белый турман — чисто российская и очень ценимая знатоками птица, по-прежнему уникальная, несмотря на многочисленные попытки создать аналогичные породы за границей. Орловские турманы очень обаятельны: большие глаза смотрят совсем по — человечески. Они настолько ценны, что многие владельцы даже не гоняют их: боятся потерять. Короткоклювые турманы не могут сами кормить своих птенцов — при этих аристократах держат «кормилок» из пород попроще — обычных тонных голубей.

Короткоклювые турманы

Англичане увековечили память почтовой голубки, которая спасла жизнь морякам подводной лодки во время второй мировой войны. Голубка, поднятая из глубины в специальной открывающейся камере, принесла на береговую базу записку с координатами терпящей бедствие лодки. Ценятся не только быстрые памятливые почтари, в наше время называемые «спортивными» голубями. Красота полета и внешность самой птицы — еще два направления совершенствования голубиных пород. Каких только не бывает голубей: хохлатые, с огромными пышными хвостами, белоснежные и асфальтово-черные, массивные, как борцы, и хрупкие, как балерины. А названия! Статные голуби (ценятся за стать) делятся на трясунов, вислокрылых и качунов. Есть еще летные, гонные и бойные голуби. И как они только не летают! Почти все чистые голуби — белоснежные. Только щиток крыла бывает цветным, у каждой породы своего цвета. Все чистые -отменные летуны, полет их красив и своеобразен, они вычерчивают в воздухе аккуратную восьмерку. Причем знатоки делят их на «правиков» и «левиков», в зависимости от того, вправо или влево описываются восьмерки. Правиков пускают летать отдельно от левиков, а то выйдет полный беспорядок. Высоколетные голуби — отличные летуны. У каждой породы свой стиль подъема на высоту, полета и спуска. Столбовые поднимаются вертикально вверх («столбом»), несколько часов стоят в небе, трепеща крыльями на восходящем потоке воздуха, и так же вертикально садятся на крышу своей голубятни. В небе голубь стоит так высоко, что превращается в мерцающую точку: отведешь глаза — трудно найти его опять. Рассказывают, что за знаменитыми украинскими николаевскими тучерезами наблюдали ставя на землю большой таз с водой и следя за отражением голубя — невозможно устоять с поднятой головой много часов.Турманы поднимаются высоко в небо и, кувыркаясь и переворачиваясь, опускаются вниз, чтобы снова взмыть вверх и повторить воздушную игру. Есть голуби, ценимые вовсе не за лет, а за особенный голос, напоминающий целый военный оркестр с трубами и барабанами. Их так и зовут — «трубачи — барабанщики». Высоколетные голуби могут летать часами на огромной высоте, а знатоки любуются красотой их полета — здесь ценят четкость движений, чистоту стиля, выносливость. Торцевые и серпасные, катуны и бабочки — каждый имеет в глазах знатока особую ценность. А голубиные знатоки — особый народ. Утонченные дворяне-любители, державшие голубей в усадьбах, к концу XIX века сменились разночинными «голубиными охотниками», образовывавшими целые клубы в московских и провинциальных трактирах, они в свою очередь сменились революционными осоавиахимовцами, призванными посылать голубиной почтой известия о «победных атаках». В военные годы, понятно, было не до голубей, хотя рассказывают о ленинградском старике, истощенном и умирающем, но кормившем пшеницей из заветного мешка нескольких голубей знаменитой породы «русские кружастые». Хрущевские времена вспоминаются голубятниками как времена «непоощрения», мягко говоря, голубей и голубятен — не вязались они с новостройками. А вот про Брежнева в мире голубятников ходили легенды. Будучи знатоком, он на голубиной выставке в Киеве даже отказался от сопровождающего: сам, мол, могу ему много чего порассказать. Легенды легендами, а любительские клубы открылись в конце 50-х, и многие сохранились до наших дней. Статные голуби — среди других как культуристы и манекенщицы. Именно в породах, относящихся к статным, реализуется самая буйная фантазия селекционеров, воплощаются их представления о красоте, пышности и нарядности.

Длинноклювые турманы

Времена подвыпивших продавцов голубей, часто приученных возвращаться при первой же возможности к старому хозяину в ожидании новой продажи уже в прошлом. Любители стали солиднее, хотя многие, как и в других областях нашей жизни, польстились на «импорт» и занимаются западными породами. Что же заставляет серьезных занятых людей утром в выходной день или вечером после работы торопиться на задний двор своего загородного дома или просто открывать дверь на балкон и входить в это совершенно особенное место — голубятню? Русский почтовый в наши времена стал московским выставочным спортивным голубем. Спортивные голуби делятся на классы: класс «стандарт» — красавцы, строго оцениваемые по статям, и класс «спорт», где внешность совсем не важна, а главное — «призовые километры». Голуби класса «спорт» ценятся в зависимости от результатов состязаний. А состязания непростые: специально оборудованные машины увозят птиц, окольцованных контрольными кольцами-ключами, за сотни километров и в определенное время выпускают. Голубь должен как можно скорее найти путь в родную голубятню, где хозяин, сняв с его лапы контрольное кольцо — ключ, останавливает ключом часы, запущенные в момент старта голубя. Бойные голуби, переворачиваясь в полете, сильно щелкают или хлопают крыльями — «бьют». Бой слышен даже с огромной высоты, куда голубь поднимается, чтобы провести свое «выступление». Внешность, кувырки — все это неважно для знатоков, главное — качество полета. Любовь к живности, поиски контакта с природой? Страсть к коллекционированию? Эстетское любование грациозными существами? Спортивный азарт? Исследовательский интерес селекционера? Сознание принадлежности к особому клану?

Трудно ответить определенно: у каждого свои причины входить в мир голубей. Конечно, речь идет не о надоедливых одичавших сизарях, а о Голубях, в которых многие поколения людей воплощали свои представления о красоте птицы. Об этом многое, наверно, мог бы рассказать знаменитый граф Орлов. Это тот самый генерал-аншеф, покоритель Средиземного моря и победитель турок граф Алексей Орлов — Чесменский, знаменитый, оказывается, не только военными победами и орловскими рысаками, но и не менее замечательными орловскими турманами. Потомки этих красивых птиц и сейчас восхищают нас своими немыслимыми акробатическими трюками в воздухе. От предков — многих поколений почтовых голубей — спортивные голуби унаследовали быстрый полет и удивительную зрительную память. Много лет продолжаются споры специалистов о том, как голуби находят дорогу домой, что именно позволяет им фантастически точно ориентироваться на протяжении тысяч километров. Единой точки зрения нет: пишут о способности птиц улавливать изменения магнитного поля Земли, об ориентации по солнцу и звездам, предполагают, что у них необыкновенное обоняние и т. д. Точно известно, что зрительная память у некоторых голубей класса «спорт» такова, что они запоминают свою крышу с первого раза и всю жизнь способны потом к ней возвращаться.

И напоследок:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *