0

Дорожки из покрышек

Преимущества материала

У дорожек, выполненных из старых автомобильных покрышек, есть ряд преимуществ, среди которых можно выделить следующее:

  1. Длительный срок эксплуатации. Так как автомобильные колеса способны выдерживать большие нагрузки, то в результате их переработки получается прочный и эластичный материал, который отличается высокими показателями износостойкости и длительным сроком эксплуатации.
  2. Влагостойкость. Благодаря своей структуре резиновые дорожки быстро впитают влагу поле дождя, а за счет своей шероховатой поверхности не скользят и являются безопасными (по ним можно ходить даже босиком).
  3. Не требуют особого ухода. Резиновое покрытие имеет монолитную структуру и уход за ним сводится к мытью при помощи шланга. Если в зимний период на дорожке образовывается лед, то его можно удалить при помощи обычной совковой лопаты.
  4. Простота укладки. Монтажные работы не требуют особых знаний, умений и наличия специального инструмента. Резиновые пластины легко стыкуются и не образуют щелей на поверхности.
  5. Доступная цена. Цена резинового материала в несколько раз ниже бетонного покрытия, керамической плитки, других материалов.
  6. Резиновая плитка устойчива к перепадам температур и негативным воздействиям внешней среды.

Дорожку из покрышек можно сделать самому

Видео «Садовые дорожки из старых автомобильных шин»

Из этого видео вы узнаете, как своими руками сделать садовые дорожки из старых автомобильных шин:

Резиновые ленты

Процесс изготовления дорожки из резиновых лент предусматривает выполнение следующих действий:

  1. На начальном этапе подготавливается материал. Это могут быть покрышки как от легковых, так и от грузовых автомобилей (в зависимости от площади участка и первоначальной задумки).
  2. Вырезается поверхность. Выполнение данного действия обусловлено тем, что для изготовления дорожки требуется только протектор. Его можно отделить при помощи острого ножа, который время от времени необходимо смачивать в масле или мыльном растворе.
  3. В результате отделения протектора получается кольцо, которое разрезают таким образом, чтобы получилась лента – основа для будущей дорожки. Количество лент зависит от ширины будущей дорожки.
  4. Все ленты необходимо подогнать по длине и их края прикрепить к бруску, предварительно смазанному маслом. Специалисты рекомендуют оставлять между частями дорожки зазор в 1–2 см. Важно, чтобы процесс укладки выполнялся в сухую и теплую погоду.

Перед укладкой резиновых пластин стоит тщательно выровнять грунт и при необходимости утрамбовать его (поверхность должна быть твердой и ровной). Не допускается укладка резиновых пластин на песок, так как они будут сдвигаться с места. Для скрепления плиток между собой используется специальный клей из полиуретана.

Целые шины

Целые шины чаще всего используют для обустройства дорожек-лесенок. Такой вариант актуален для участков, которые имеют определенную возвышенность, например если на даче имеется спуск к пруду, речке или другому водоему.

В данном случае покрышки выкладывают на расчищенный и подготовленный грунт в горизонтальном положении. Делается это в два ряда, при этом шины немного утапливаются в землю, а внутрь отверстий засыпается грунт. Таким образом, готовая конструкция получается более прочной и надежной. Чтобы в дождливую погоду дорожка не стала скользкой и травмоопасной, ее следует присыпать гравием.

Готовая дорожка-лесенка обладает отменными амортизационными свойствами, и по ней гораздо удобнее ходить, чем по бетонным ступенькам и асфальту.

Отдельные бордюры

Резиновые покрышки являются отличным материалом для сооружения ограждений разной высоты. Чаще всего их используют для ограждения детской игровой площадки или цветочной клумбы. В процессе изготовления бордюров достаточно разрезать покрышку на две части. Сделать это можно ножом или лобзиком. Полученные куски отрезанным боком вкапываются в землю. Для придания готовому изделию оригинального внешнего вида, его можно покрасить, нанести какие-то рисунки или узоры.

Нельзя не отметить тот факт, что строительные технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются. В последнее время становятся популярными готовые рулонные покрытия, которые производят из переработанной резины. Они не вызывают сложностей в монтаже, легко раскатываются по поверхности и имеют изящный внешний вид. Такое покрытие стелится на асфальт или бетон, использование его на грунте не обеспечит должного сцепления с поверхностью, как следствие срок эксплуатации дорожки будет короче.

Применение автомобильных покрышек для обустройства дорожек на данном участке – это простое, доступное и практичное решение, которое не требует больших временных и финансовых затрат.

Виды подходящих материалов из резины

На строительном рынке представлено три вида резинового покрытия для тротуаров, дорожек и площадок:

  • плитка;
  • резиновая крошка;
  • рулонное покрытие.

Каждый из этих материалов характерен своими особенностями и различиями в технологии применения. Они бывают разной толщины, и этот параметр является определяющим фактором при выборе основания — бетонное или грунтовое.

Плитка

Плитка из резины различается по форме, габаритам и толщине. Бывает прямоугольной, квадратной или фигурной. Толщина ее варьируется от 15 до 40 мм. Фиксация к бетонной стяжке осуществляется на полиуретановый клей или концентрированную битумную мастику.
Существует также разновидность плитки — брусчатка толщиной 40-80 мм, отличающаяся улучшенными прочностными характеристиками. Стоимость плитки ниже брусчатки или рулонного материала, но требует устройства бетонной стяжки, что увеличивает общую стоимость и продолжительность работ. Поэтому наиболее целесообразным будет укладка такой плитки на уже существующее асфальтовое или бетонное основание, требующее проведения ремонта.

Рулоны

Полотна рулонного покрытия бывают шириной до 1,5 м и толщиной 5-15 мм. Состоят из двух слоев: нижнего из крупной крошки черного цвета и верхнего — из мелкой цветной крошки.
Укладка рулонного покрытия для садовых дорожек производится только на твердое основание (бетон или асфальт). Если бетонная стяжка усилена армированием, то таким настилом можно облагородить автостоянки и гаражи. Учитывая прямолинейную геометрию плотна, укладка его на криволинейных площадках затруднительна.
Крепление материала к основанию выполняется на клей, мастику или нержавеющие дюбели.
Укладка рулонного настила требует устройства уклонов основания или наличия отверстий в покрытии для удаления с него воды.

Резиновая крошка

Для благоустройства приусадебного участка подойдет смесь цветной резиновой крошки со специальным полиуретановым клеем. Для такого настила основанием может служить и твердый бетон, и мягкий грунт. Если основание твердое, то толщина настила может не превышать 20 мм, а грунтовое требует более толстого и прочного покрытия — минимум 25 мм.
Обеспечить хорошую прочность покрытию можно, укладывая его в два слоя, где для нижнего слоя используется крупная черная крошка, а для верхнего — мелкая цветная.
Главные преимущества такого материала — это монолитная конструкция с высокими прочностными характеристиками и возможность устройства площадок и дорожек сложных форм. Но работать с наливным резиновым покрытием сложнее, чем укладывать рулонный материал и резиновую плитку. Необходимо владеть определенными навыками для его выравнивания, а также иметь специальное оборудование для удобства работы. Если всего этого нет, то для кладки дорожек своими руками лучше отдать предпочтение плитке или материалу в рулонах.

Преимущества и недостатки резинового покрытия

В перечне достоинств покрытия из резины для устройства садовых дорожек большое количество пунктов, что позволяет ему опередить другие аналогичные материалы по многим параметрам:

  1. Безопасность эксплуатации. По покрытию можно ходить в любую погоду, обувь по нему не скользит.
  2. Устойчивость к негативному воздействию внешних факторов (осадки, перепады температур, гниение) и стойкость к воздействию кислот и щелочей.
  3. Простота в монтаже, уходе и ремонте.
  4. Прочность и устойчивость к большим статическим и динамическим нагрузкам, механическим повреждениям, деформациям и вибрациям.
  5. Обеспечивает хорошую звукоизоляцию.
  6. Длительный срок службы — 50 лет и дольше без потерь качества и цвета.
  7. Большой ассортимент расцветок, возможность создавать цветные композиции и рисунки.

К недостаткам материала можно отнести его горючесть и быстрый нагрев на солнце. Поэтому его нельзя укладывать возле мангалов и барбекю. При этом необходимо отметить, что при нагревании на солнце материал не испаряет вредных веществ. К еще одному его недостатку можно отнести высокую стоимость относительно других материалов.

технология укладки покрытия из резиновой крошкисхема обустройства резиновой дорожки

Выбор плитки под определенные задачи

Плитка из резиновой крошки бывает разных видов и конфигураций, которые предназначены для выполнения определенных задач и укладки в определенных местах.
Пешеходные дорожки и открытые площадки лучше всего отделать плиткой с размерами 500х500 мм и толщиной 10 мм. Она укладывается только на твердое бетонное или асфальтовое основание.
Если дача с открытым бассейном, то дорожки вокруг него можно покрыть такой же плиткой, но толщиной 15-20 мм. Она мягче и устойчивее к износу.
Спортивные площадки лучше всего покрывать материалом толщиной не менее 30 мм. Он обладает хорошими прочностными характеристиками и амортизацией. Укладывать его следует на твердое основание, при этом его толщина способна нивелировать неровности и дефекты поверхности.

Резиновое покрытие толщиной более 40 мм подходит для устройства площадок и дорожек не только на твердое основание, но и на грунт или песок. Такой материал повышенной прочности можно укладывать на тротуары с большой проходимостью. Для надежного крепления плиток между собой используются специальные втулки. Они обеспечивают прочную стыковку и не дают элементам покрытия смещаться относительно друг друга под воздействием нагрузок.

Самостоятельная укладка на разные типы оснований

Резиновые дорожки и площадки можно устраивать как на твердом основании, чаще всего бетонном, так и на грунте. Принцип укладки материала в обоих вариантах схож, но есть технологические различия.

Грунт

Можно сделать садовые дорожки, уложив резиновый настил прямо на грунт. Для этого используется плитка толщиной 30-50 мм или брусчатка — 80 мм. Необходимо подобрать плитку со втулками в комплекте.
Грунтовое основание требует такой подготовки:

  1. С площадки удаляются все сорняки и корни.
  2. Удаляется верхний слой грунта и производится трамбовка.
  3. На уплотненный грунт укладывается слой щебенки толщиной 80-100 мм.
  4. Щебеночный слой заливается раствором из цемента и песка, приготовленным в соотношении 1:3.
  5. После высыхания основания можно укладывать резиновую плитку.

Цементно-песчаный раствор можно заменить слоем просеянного песка толщиной 50-70 мм. Тогда плитка укладывается прямо на него и трамбуется.

Установка бордюра добавит резиновому настилу не только эстетики и завершенности, но и прочности.
Поскольку отвод дождевой воды при укладке покрытия из резины на грунт обеспечивается естественным образом, нет необходимости делать уклон.

Твердая поверхность

Укладка резинового покрытия на твердое основание применяется при создании городских пешеходных зон и детских площадок. Самым надежным является бетонное основание, но допускается еще асфальтовое и деревянное. Главное требование к нему — отсутствие больших деформаций и трещин. Мелкие изъяны допустимы.
На твердое основание укладывать можно все виды резиновых настилов. Сначала оно грунтуется либо специальной грунтовкой по бетону, либо полиуретановым клеем, смешанным с ацетоном, после чего такой же клей наносится под каждую плитку зубчатым шпателем или валиком. Плитку необходимо прижимать к поверхности максимально плотно и трамбовать.
Другой вариант устройства резиновых дорожек — укладка крошки. Настил из смеси резиновой крошки и полиуретанового клея еще называют наливным полом. Работа с ним включает такие этапы:

  1. Подготовка бетонной поверхности. Очистка от грязи и пыли, нанесение грунтовки по бетону.
  2. Приготовление смеси из крошки и клея. Примерный расход материалов: на 1 кв. м покрытия толщиной 10 мм нужно 7 кг крошки и 1,5 кг клея. Для окрашивания черной крошки можно добавить в смесь цветной пигмент: на смесь в данном количестве понадобится 150-300 г пигмента в зависимости от необходимой интенсивности цвета. Материал покрытия замешивается в бетономешалке или в емкости с помощью миксера.
  3. Укладка смеси на основание. Смесь разравнивается ракелями и прокатным валиком, обработанным средством, препятствующим его прилипанию к поверхности покрытия.

Спустя сутки по такой дорожке можно ходить, а для больших нагрузок нужно выдержать неделю.

Как из старых покрышек делают дороги?

Использовать старые покрышки в дорожном строительстве придумали давно. Резина — ценное сырье, способное передать асфальту свои полезные свойства. Так зачем ежегодно сжигать миллионы покрышек на свалках? Эксперименты по использованию автомобильной (и не только) резины в качестве модифицирующего компонента для асфальтобетона начались более 50 лет назад в США. В Калифорнии, например, половина дорог нынче устроена из асфальта с резиновым компонентом. Старается не отставать и Европа, где к резино-асфальтовым технологиям подошли с другой стороны. Если в США отталкивались от идеи повышения долговечности дорожного покрытия, то Европа начала переработку шин, стараясь избыть собственные экологические комплексы. Ведь сжигать их ежегодно миллионами штук, а уж тем более закапывать, — действительно варварство по отношению к окружающей среде.

Фото: Администрация города Тулы

На самом же деле, даже не будь на свете использованных покрышек, резину стоило бы добавлять в асфальт. Это подтверждают проведенные во многих странах, в том числе и СССР, исследования. По резиновым добавкам защищен не один десяток диссертаций. Да и в России много работали над проблемой. Стоп! А почему проблемой? Ведь доказано: асфальт с добавлением резиновой крошки более эластичен, он более стойко переносит перепады температур, долго не трескаясь как в южном, так и северном климате, что увеличивает срок службы полотна на 5–10 лет. При этом расходы на ремонт сокращаются на порядок. Резиновая крошка улучшает дренажные свойства асфальта, что снижает износ полотна во время дождей. Кроме того, за счет увеличенного сопротивления скольжению вероятность заносов на таком покрытии снижается. Эксплуатация прорезиненных дорог доказывает, что количество несчастных случаев со смертельным исходом снижается здесь на 50 %. Еще один плюс для безопасности — светоотражающие свойства «резинового» асфальта существенно снижаются. И где тут проблемы? Не видите? Но они есть.

Отходы или сырье?

Рассмотрим российские обстоятельства. Во-первых, старые покрышки нужно собрать. В России работает уже достаточно перерабатывающих предприятий, и дело идет, но с поставками сырья, несмотря на горы резинового утиля вдоль дорог и на свалках, пока проблема. Расстояния, знаете ли, да и менталитет, не позволяющий отвезти старую резину в приемный пункт. Дальше покрышку нужно разобрать — отделить резиновую фракцию от металлического и текстильного корда. Процесс технологичный и дорогой (существуют механические, химические и даже термические методы отделить «зерна от плевел»).

Потом резину размельчают в крошку с размером частиц от 0,5 до 0,62 мм и от 1 до 2,5 мм, а затем отправляют ее изготовителю дорожного покрытия. Задача последнего — строго соблюсти технологию и дозировку. Иначе крошка может начать выкрашиваться из дороги с известными последствиями. Причем, разные технологии позволяют использовать крошку по-разному. По мокрому циклу, вводя ее в состав вяжущего связующего. Либо по сухому, добавляя нерасплавленный компонент в асфальтобетон. Больше того, резину полезно добавлять не только в верхний слой дорожного покрытия, но и в основание, что весьма способствует его долголетию и препятствует преждевременной естественной деформации дороги. А значит — опять экономия на ремонте.

В естественных условиях шины разлагаются не менее 100 лет.

Фото: kikiwis / wikimedia

Однако основной проблемой использования резиновых добавок в наших палестинах по-прежнему остается отсутствие гибкой, координированной и нацеленной на конкретный результат политики государства в этом вопросе. Ответственность за эксперименты по изготовлению и применению новых смесей всецело лежит на плечах конкретного подрядчика, которому есть повод задуматься, стоит ли двигать дорожную науку, рискуя своими деньгами. А ну как что-то пойдет не так? Словом, без гарантий государства ставить подобные опыты на реальных объектах решаются не все. Тем ценнее кажутся те сотни километров дорог, построенных в России с использованием резинового вторсырья. И этих километров, к нашей радости, с каждым годом становится все больше.

Фото: Budimir Jevtic/Fotolia.com

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *