0

Дон 1500 комбайн

Модификации и особенности

Первые экземпляры Дон 1500 появились в 1986 году. Все последующие версии стали результатом модернизации дебютной модели.

Модификации комбайна:

  • Дон 1500А – первый вариант, считающийся стандартной моделью. Техника оснащалась 2 крупными колесами спереди и 2 мелкими сзади. В конструкции комбайна использовался агрегат СМД-31А с очень неудобным расположением, а жатвенная часть имела возможность копирования рельефа местности;
  • Дон 1500Б – модернизованная версия классической модели. Прежний двигатель здесь заменили более мощным мотором ЯМЗ-238 АК. Среди других новшеств значились: более широкий диапазон скоростей, увеличенный выгрузной шнек, реверс приводного механизма жатки, дека для устранения залипания при сборе влажного зерна, увеличенный кривошип коленвала, второй люк камнеуловителя, увеличенное верхнее решето. Другим важным добавлением стал подборщик, позволявший разделять собранный урожай. Дон 1500Б полностью заменил дебютную версию в 1994 году;
  • Дон 1500Н – версия для работы в нечерноземных областях;
  • Дон 1500Р – модификация для уборки риса. Комбайн с полугусеничным ходом уверенно передвигался по слабому и влажному грунту и имел жатку меньшей ширины.

Особенности Дон 1500Б:

  • молотильный барабан с одним из самых больших диаметров в мире;
  • надежность;
  • возможность работы с жатками различных размеров;
  • шины низкого давления с высокими грунтозацепами, позволяющими работать на любом типе почвы;
  • система скоростного сброса, предотвращающая забивку;
  • бункер большого объема;
  • низкая стоимость и доступность запасных частей. Ремонт комбайна можно выполнить даже в полевых условиях. В плане обслуживания и эксплуатации модель обойдется значительно дешевле иностранных аналогов;
  • простота управления.

Недостатки Дон 1500Б:

  • двигатель расположен слишком близко к кабине, потому горячий воздух сильно разогревает салон, что сказывается на уровне комфорта;
  • меньший уровень удобства, функционала и надежности в сравнении с зарубежными конкурентами.

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть DON 1500B представлена 2 мостами (ведущих и управляемых колес). Мост ведущих колес включает балку, бортовые редукторы и коробку диапазонов. Полуоси, соединенные втулками с ведущими валами редукторов, передают усилие от КП к бортовым редукторам. Бортовые редукторы крепятся к балке посредством фланцев и обеспечивают увеличение и передачу усилия от коробки диапазонов к колесам. Относительно балки бортовые редукторы крепятся в 2 положениях, что позволяет устанавливать колеса разного диаметра при сохранении высоты комбайна. Мост управляемых колес основан на несущей балке с трубчатой осью, имеющей переменное сечение. На балку с использованием подшипников скольжения устанавливается рама молотилки. Колеса крепятся к фланцу ступицы, а специальные шины с самоочищающимся протектором обеспечивают высокую проходимость.

Для комбайна выбрана специальная коробка диапазонов скоростей с 3 режимами:

  • для работы на поверхности с уклоном 4-8 градусов;
  • для работы на поверхности с уклоном 0-4 градусов;
  • для передвижения с пустым бункером.

Дон 1500Б в отличие от начальной версии оборудован коробкой с гидроприводом. Устанавливается элемент на балке ведущего моста и служит для изменения скорости и режима передвижения. Включение передачи выполняется при помощи подвижных зубчатых колес, находящихся на валах.

Управление мостами осуществляется с использованием гидравлики, позволяющей регулировать скорость бесступенчато. Гидромотор находится на валу коробки диапазонов. Ведомый мост также работает от гидравлики. Комбайн оснащается сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной.

Гидросистема комбайна имеет 3 подсистемы:

  • привод для работы с ходовой частью;
  • гидросистема рабочих механизмов;
  • привод рулевого управления.

Для стоянки у техники имеется особый тормоз, управляемый рычагом с кнопкой, позволяющим закрыть замок-собачку. Для остановки машины следует потянуть рычаг до 3-4 щелчка. Отключение выполняется обратным движением с нажатием на кнопку. На бортовых редукторах находятся дисковые тормоза с раздельным гидроприводом, воздействующие на ведущие валы редукторов. В действие они приводятся при нажатии на педаль. На твердом грунте раздельное торможение применять не рекомендуется, поскольку оно используется на мягкой и влажной почве.

Электросистема функционирует на постоянном токе (24 В) и является однопроводной. Техника комплектуется выпрямителем и генератором переменного тока. Особенность электросистемы заключается в наличии особой контролирующей системы, выдающей информацию по 22 параметрам. Об отклонениях она оповещает посредством звуковой и световой сигнализации.

Для Дон 1500Б применяется жатвенная часть PowerStream, состоящая из:

  • режущего механизма (со сдвоенными пальцами или открытого типа);
  • приводного механизма;
  • механизма уравновешивания;
  • делителей;
  • шнека увеличенного размера (590 мм).
  • мотовила с парой эксцентриков. Управление элементом выполняется при помощи 2 гидроцилиндров, движущихся синхронно. В состав мотовила входят барабан, подбарабанье, транспортная доска, отбойный битер, система очистки, соломотряс, шнеки, элеваторы и домолачивающее устройство.

В передней части жатки находятся башмаки для копирования поверхности поля. При транспортировке жатка располагается в специальной тележке.

Также комбайн может оснащаться:

  • жаткой ПСП-10;
  • платформой-подборщиком.

Среди других элементов техники выделяют наклонную камеру с цепочно-планчатым транспортером и бункер со шнеками загрузки и выгрузки.

Дон 1500 Б комплектуется просторной кабиной с улучшенной шумоизоляцией и отличным обзором. Для оператора предусмотрена принудительная вентиляция, опционально устанавливается кондиционер. Рулевая колонка находится в центре кабины перед механизатором и может регулироваться по углу наклона (5-30 градусов) и высоте (диапазон – 100 мм). Подрессоренное сиденье допускает настройку в горизонтальной и вертикальной плоскости и с учетом массы водителя. Рядом с оператором располагаются 2 рычага: для выбора направления движения (переднее, заднее) и диапазона (1-3). На рукоятке первого рычага имеются кнопки управления мотовилом и жаткой. Справа от оператора присутствует панель с элементами управления и контроля, основной частью которой является автоматическая система контроля (АСК), отслеживающая параметры функционирования ключевых системы (двигателя, шнека, бункера, очистной системы, молотильного устройства и других элементов).

История создания комбайна Дон-1500Б

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Всего выпускается 24 вида и более 150 моделей и модификаций различной техники. В России доля рынка компании превышает 65%, а доля мирового рынка в 2016 году составила 21%. В настоящее время в состав «Ростсельмаша» входят 13 предприятий в разных странах мира, на которых трудятся более 11 тысяч человек!

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.
Прицепной комбайн Сталинец-6

В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Не смотря на то, что завод был полностью разрушен, на десятый день после освобождения, на его руинах, под открытым небом работало уже 33 станка. К 1947 году завод был практически отстроен заново, а конструкторы «Ростсельмаш» представили стране модернизированный комбайн «Сталинец-6»

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов «СК-3» в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к «СК-4», эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых «Дон-1500», именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

ЯМЗ-238АК

Комбайны «Дон-1500б» оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция «ЯМЗ» уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На «Дон-1500б» устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах «Дон-1500б» устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины «Дон-1500б» в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.

В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.

Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста.
Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.

Кабина комбайна Дон-1500Б

Комбайн оборудован просторной кабиной с шумоизоляцией, большой площадью остекления и отличным обзором. Имеется так же принудительная вентиляция, а в качестве опции мог устанавливаться кондиционер.

Рулевая колонка располагается по центру кабины, непосредственно перед оператором. Колонка регулируемая, как по высоте в пределах 10 см., так и по углу наклона в диапазоне от 5 до 30 градусов.

Сиденье подрессоренное. Регулировка осуществляется по весу оператора, а так же в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Справа от водителя расположены два рычага:

  • Рычаг выбора одного из трех режимов работы коробки диапазонов скоростей.
  • Второй рычаг для выбора направления движения, вперед либо назад. Так же на рукоятке рычага расположены кнопки управления жаткой и мотовилом.

Так же справа от водителя расположена панель с различными элементами контроля и управления всеми рабочими органами комбайна. Главным ее элементом является АСК (автоматическая система контроля). АСК отслеживает все основные параметры работы двигателя, гидросистемы, молотильного оборудования, выгружного шнека, механизмов очистки зерна и наполненности бункера. О любых неисправностях система оповещает оператора световым и звуковым сигналом.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн «Дон-1500б» не стал исключением.

Достоинства:

  • Неплохая проходимость на мягких, влажных грунтах, благодаря широким колесам с высоким протектором.
  • Двигатель ЯМЗ.
  • Мощный молотильный механизм с большим диаметром барабана позволяют работать с длинными и влажными колосьями.
  • Три разных размера жатки, с хорошим механизмом копирования неровностей рельефа.
  • Бункер для зерна большого объема.
  • Широкая дилерская сеть «Ростсельмаш», доступность запчастей и ремонтопригодность.

Недостатки:

  • В кабине очень жарко, далеко не все комбайны комплектовались кондиционером, а если быть честным единицы. В дополнение к этому, расположенная почти вплотную к кабине силовая установка, значительно увеличивала шумность, и дополнительно нагревала ее превращая жару в настоящее пекло.
  • Не уступая импортным аналогам в производительности по многим параметрам, все же уступает в надежности и сроках эксплуатации.

Отзывы комбайнеров:

  1. В разгар уборочной приобрел Дон-1500Б за 850 000р. Год хоть и свежий 2006, состояние было средненькое, но так сказать стабильное. Предстояло убрать 260 Га зерновых и 100 Га подсолнечника. Был приятно удивлен, с площадями справился без труда и без поломок, обрыв ремней в расчет не беру – это расходники.
  2. В целом машиной доволен, в заводском варианте конечно тот еще геморрой и душегубка, но если подшаманить под себя, работать можно. Главное, это отличная производительность, по доступной цене. Только кондиционер поставить и сразу многие недочеты уходят на задний план! А в целом мужики, что только не делают с ними, возможности тюнинга весьма обширны. Ставят удлиненный решетный стан, доработанные жатки и многое другое. В общем как и к любой советской технике, нужно руки приложить.

Покупка комбайна Дон-1500Б б/у. Особенности выбора

Решив приобрести Дон-1500б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продовца.

На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.

Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700-1500 тыс. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.

Комбайн Дон 1500 сошёл с конвейера завода «Ростсельмаш» в 1986 году. Машина сразу показала высокие показатели по уборке зерновых культур и стала пользоваться большой популярностью на территории всего Советского Союза. Последующие модификации Дон 1500а и модель 1500б тоже показали неплохие результаты. Дон 1500 б до сих пор используется в фермерских хозяйствах нашей страны.

Общие сведения

Несмотря на то что зерноуборочные комбайны Дон, Нива и Енисей создавались ещё в прошлом веке, их технические характеристики почти не изменились. Основной особенностью этих комбайнов является скребковый транспортёр, благодаря которому процесс уборки и обработки зерновых культур происходит без вмешательства человека.

Комбайн Дон 1500б

В своё время комбайн Нива произвёл настоящий фурор в области сельского хозяйства. Устройство комбайна позволяло ему совмещать функции жатки, молотилки и веялки. Единственным недостатком машины являлась низкая производительность.

Новый самоходный зерноуборочный комбайн Енисей, был более практичным в эксплуатации и показывал хорошие результаты работы по сравнению с предыдущей моделью. Даже в наши дни, Енисей считается самой бюджетной сельскохозяйственной машиной. Но за высокие показатели производительности, приходится платить быстрой изнашиваемостью деталей.

Дон по праву считается самым удачным проектом машиностроения СССР. Производительность комбайна во многом превосходит западные и отечественные аналоги. Дон 1500а и 1500 б, оборудованы валкоукладчиком, копнителем и измельчителем.

Справедливости ради стоит отметить, что хотя «Дон» превосходит западные машины по производительности, но уступает им по срокам эксплуатации. В среднем этот показатель на 10 лет ниже, чем у европейских и американских агрегатов.

Комбайн Дон 1500

Крупный диаметр барабана, большой объём бункера и сравнительно низкий расход топлива при вместительном баке, обеспечивают высокую производительность техники. Благодаря гидростатическому приводу, комбайн легко управляется и обладает неплохой манёвренностью. Устройство жатки, оснащённой камнеуловителем, позволяет использовать технику даже на сложных полях, не теряя при этом чистоты зерна.

Органы управления приводятся в действие гидравлической системой. Гидравлика отвечает за положение жатки, мотовила, воздухоочистительную систему. Регулировки решет производятся вручную.

Из преимуществ можно отметить хорошо продуманную конструкцию жатки. Она хорошо реагирует на любые неровности рельефа и быстро устанавливается на комбайн. К существенным недостаткам можно отнести нахождение двигателя в непосредственной близости от кабины оператора.

Комбайн Дон 1500

Технические характеристики модели Дон 1500 более детально рассмотрим при помощи таблицы:

Вес комбайна

13 000 кг (в полной комплектации)

Габариты длина/ширина/высота

11 000/8050/4000 мм

Производительность

14 000 кг/час

Двигатель

4-х тактный, шестицилиндровый.

Вращение барабана

954 об/мин

Объём бункера для зерна

6 кубических метров

Жатка

Может быть, двух видов с захватом 6,7 и 8,6 м

Молотилка

1,5 м

Комбайн Дон 1500а

Комбайн Дон модель 1500б

Это наиболее популярная машина серии самоходных зерноуборочных комбайнов Дон. У такой популярности есть простое объяснение, Дон 1500б считается одним из самых производительных комбайнов в мире.

Диаметр молотильного барабана пока не имеет аналогов. Гидросистема обеспечивает машине плавный ход и манёвренность. Кроме того, на производительность комбайна оказывает влияние площадь очистки.

По сравнению с предыдущими моделями, система решет стала больше, что увеличило показатели продуктивности в пять раз. Система решет двухступенчатая, это способствует сохранению целостности и чистоте зерна. Настройка комбайна производится из кабины оператора. Там же находятся органы управления агрегатом.

Комбайн Дон 1500 б

Дон 1500б дополнен вторым люком камнеуловителя. Конструктивные особенности жатки копируют все неровности ландшафта, что позволяет использовать машину на сложных полях без снижения производительности.

Техника отлично работает в любых климатических условиях. В регионах с повышенной влажностью быстроту выгрузки обеспечивают вибраторы на зерновом бункере. Влажное зерно больше не залипает, за это отвечает дополнительная дека.

Модель 1500 б имеет возможность монтажа дополнительного оборудования. Дополнительная комплектация осуществляется по желанию заказчика. К дополнительному оборудованию относится специальное приспособление для формирования копен – капот. Это может быть разбрасыватель или измельчитель. Кроме того, предусмотрена возможность установки платформы подборщика. Эти особенности значительно расширяют функциональность агрегата.

Устройство комбайна и простота управления и регулировки основных рабочих узлов, обеспечивает не только надёжность техники, но и длительную эксплуатацию. В настоящее время, стоимость запасных частей для сельскохозяйственной техники несколько завышена, но с учётом того, что Дон 1500б производится в России, достать их можно без особого труда.

Для замены одного из узлов, необязательно нужно вызывать ремонтную бригаду или отгонять технику в гараж. Большинство ремонтных работ производится непосредственно в полевых условиях. Это значительно сокращает простой техники, соответственно сокращаются затраты на её обслуживание.

Комбайн Дон 1500 б

Из недостатков можно было бы отметить самопроизвольное закрытие гребёнок решет, но производители стали использовать более современные системы очистки зерна и такая проблема может встречаться на моделях старой комплектации.

Характеристика комбайна

Вес 13000 кг
Ёмкость топливного бака 540 л
Расход топлива 220 л
Коленвал соломотряса (радиус кривошипа) 8 см
Производительность 16 800 кг/час
Вместимость бункера для зерна 6 кубических метров
Мощность двигателя 178 л.с
Вращение барабана 900 об/мин

Несмотря на то что серия комбайнов Дон уже хорошо зарекомендовала себя, завод-производитель продолжает совершенствовать и модернизировать модельный ряд. В настоящее время с конвейера сошли модели Дон 1500Н и Дон 1500Р. Последний вариант был спроектирован специально для уборки рисовых полей, поэтому машина сделана на полугусеничном ходу.

«Дон» 1500б прекрасный вариант для маленьких и крупных фермерских хозяйств. Приобрести технику могут себе позволить даже начинающие фермеры, затраты на покупку оправдаются в ближайшее время. Учитывая экономичный расход топлива, надёжность узлов и основных конструкций, техника способна проработать без поломок долгие годы.

Комбайн Дон является зерноуборочным агрегатом, производимым российской компанией Ростсельмаш. Начал свою историю с 1930 года, когда был выпущен первый отечественный комбайн Колос.

Устройство и как работает

В устройство машины заложена классическая схема. В ней есть:

  • двигатель;
  • жатка;
  • колесное шасси;
  • кабина;
  • молотильный аппарат;
  • соломотряс в виде ступенчатого набора связанных с 2 коленчатыми валами клавиш;
  • очистка, включающая вентилятор и подвешенные на подвесках транспортную доску и 2 решета;
  • домолачивающее устройство;
  • зерновой бункер.

Принцип работы комбайна:

  1. Жатка срезает стебли и шнеком подает их к средней части.
  2. С помощью битера они направляются в наклонную камеру, затем к молотильному барабану. Здесь подвергаются обмолачиванию и перемещению по подбарабанью. В результате 70-80% отделенных зерен и половы проваливается сквозь отверстия, имеющиеся в подбарабанье.
  3. Остатки зерновой смеси вместе с соломой через отбойный битер поступают на соломотряс.
  4. В соломотрясе происходит вытряхивание части оставшихся зерен и продвижение соломы к выходу из молотилки.
  5. Зерновой ворох из-под подбарабанья и соломотряса транспортной доской направляется к верхнему жалюзийному решету очистки. Во время движения разделяется на фракции. В результате зерно вместе с тяжелыми примесями проходит решета, а полова, в смеси с легкими составляющими, добавляется к соломе на выходе из молотилки.
  6. Колосья, которые не прошли в зерноуборочном комбайне Дон обмолот на первой стадии, направляются в дообмолачивающее устройство.
  7. Чистое зерно отправляется в накопительный бункер. В последнем есть выгрузной шнек, обеспечивающий выгрузку зерна в автомобили при остановке комбайна или при движении.

Обзор моделей с характеристиками

Под маркой Дон выпускаются лучшие в линейке Ростсельмаша сельскохозяйственные машины. Первые из них вышли на поля больше 3 десятилетий назад. С тех пор сохраняют свои основные особенности, проходя незначительные модернизации. На базе машин компанией разработаны и выпускаются высокопроизводительные серии агрегатов Вектор и Акрос, способных убирать за сезон зерновые с полей площадью 500 га.

680

Это машина для уборки кормов. В кормоуборочном комбайне Дон-680М используется прямоточная схема подачи срезанной массы. В отличиях особая компоновка лезвий, благодаря чему сенаж сохраняет естественные свойства.

Дон-680М может заготавливать травосмеси, кукурузу, сорго, подсолнечник. Убирает валки с полей, имеющих уклон до 9°.

Особенности силосного агрегата:

  • мощный (280 л. с.) двигатель;
  • измельчительный барабан диаметром 75 см;
  • производительность по заготовке кормов — 43-108 т/ч.

1200

Дон-1200 разрабатывался как альтернатива Ниве и долго параллельно с ней выпускался. Конструктивно подобен 1500 модели, уступая ей в производительности, устройстве хедера, силовой передачи, ходовой части. Сегодня не производится.

На базе машины было выпущено несколько модификаций комбайна:

  • 1200Н специально для уборки урожая в нечерноземных регионах;
  • 1200К, в которой до 4,5 м³ уменьшен зерновой бункер, добавлена гидравлическая система выравнивания.

1500

Дон-1500А — самый востребованный на рынке комбайн из серии. Имеет историю, начавшуюся еще при СССР, но и сегодня в числе лидеров на полях агрофирм в СНГ.

У комбайна Дон-1500 технические характеристики, присущие традиционной классической схеме молочения зерномассы.

Конструкция измельчителя однобарабанная, прогрессивный, доказавший свою надежность и эффективность соломотряс, вместительный накопитель для собираемого зерна.

Машина:

  • с опущенным подбарабаньем;
  • с комфортной, герметичной кабиной;
  • с дешевыми запчастями для комбайна Дон, что сказалось на высокой ремонтопригодности агрегата.

Вес агрегата составляет 12,6 т, производительность — 14 т/ч. Другие параметры:

  • мощность мотора — 165,6 кВт;
  • бункер, способный вместить 6000 л зерна.

Модель имеет модификацию, выпускаемую под маркой Дон-1500Б. Она в 5 раз производительней, хотя расходует то же количество топлива. На ее базе в 2004 году был разработан зерноуборочный комплект Дон-141.

Среди характеристик машины 10Б:

  • 8-цилиндровый 4-тактный дизель ЯМЗ-238, позволяющий достигать тяги 178 кВт;
  • дополнительная дека, исключающая слипание семян;
  • увеличенный:
    • размер кривошипа коленвала, позволивший снизить скорость вращения;
    • на 1/3 площадь очистительных решет;
    • до 16 т/ч скорость обработки;
  • вес — 13 т.

2600

Комбайн Дон-2600 является универсальной машиной, способной убирать с полей созревшие зерновые, подсолнечник, зернобобовые, рапс. Имеет:

  • ротор обновленной конструкции;
  • увеличенную до 2 контуров систему очистки;
  • 3-ступенчатую трансмиссию.

Машина в состоянии работать на увлажненных посевах и при урожайности, достигающей 40 ц/га. У комбайна Дон-2600:

  • увеличенная до 225 л. с. мощность силового агрегата;
  • зерновой бункер — 10 м³.

Отзывы и сколько стоит

Игорь, 44 года, Ставрополь

Все время работаю на комбайнах Ростсельмаша. Пробовал импортные. Разница есть, но по ремонтопригодности им далеко до отечественных.

Василий, 57 лет, Кустанай

Уже 10 лет убираю хлеб 1500-м Доном. Работает надежно даже после дождя.

Цена покупки и аренды комбайна зависит от его состояния. Уже эксплуатировавшийся ранее можно найти за 90-1900 тыс. рублей, цена на новый составит 3,75-5,00. Есть на рынке предложения аренды: стоимость проката машина за сутки — 4-8 тыс. рублей.

  • Енисей 1200 1нм
  • Комбайн нова 340
  • Новый комбайн нива
  • Комбайн акрос
  • ТОП-2 жатки для зерноуборочных комбайнов (НАШ-873 и 1273)

Дон-1500 — советский зерноуборочный комбайн. Предприятие «Ростсельмаш» выпускало этот комбайн с 1986 в течение двадцати лет. В 2006 году «Ростсельмаш» перешел на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна. Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем. Им пользовались наравне с моделью Нива СК 5.

Фото комбайна Дон 1500

Устройство комбайна Дон 1500

Зерноуборочный комбайн Дон-1500 состоит из жатки шириной 5, 6, 7 или 8,6 м, наклонной камеры, молотилки, бункера, копнителя, копота или измельчителя соломы, двигателя, силовой передачи, ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления и электронной системы контроля технологического процесса и состояния агрегатов. Ширина молотилки 1500 мм.Его можно совместить с жаткой ПСП-10.
При раздельной уборке зерновых вместо жатки может навешиваться платформа-подборщик.
На жатке смонтированы делители, мотовило, режущий аппарат, шнек, битер проставки, копирующие башмаки. В наклонной камере установлен цепочно-планчатый транспортер.
Молотилка состоит из молотильного аппарата, включающего барабан и подбарабанье, отбойного битера, соломотряса, транспортной доски, очистки, зернового и колосового шнеков, зернового и колосового элеваторов, домолачивающего устройства, распределительного шнека.
Бункер снабжен загрузочным и выгрузным шнеками.
Комбайны снабжены пневматическими колесами: передними – ведущими и задними – управляемыми.

С ним может применяться и трактор Т-25 Владимировец.

Фото устройства комбайна Дон 1500

Технические характеристики Дон 1500

Ознакомьтесь также с этими статьями

  • Культиватор Hyundai T 850
  • Трактор Т-30
  • Фунгицид Хорус
  • Минитрактор Xingtai (Синтай) 244
Технические характеристики
Жатка
Тип PowerStream
Ширина захвата жатки, м 6/7/9
Предварительные установки высоты среза, мм 35-65/85-115/130-160/170-200
Скорость срезов ножа, срезов/мин 946
Частота вращения мотовила, об/мин 15-49
Обмолот
Диаметр барабана, мм 800
Длина барабана, мм 1484
Частота вращения барабана, мin, об/мин 445
Частота вращения барабана, мax, об/мин 900
Угол охвата подбарабанья, град. 130
Общая площадь подбарабанья, кв. м 1,38
Сепарация
Тип соломотряса 5 клавишный
Длина соломотряса, м 4,1
Площадь сепарации соломотряса, кв. м 6,15
Очистка
Общая площадь решет, кв. м 4,74
Тип вентилятора очистки шестилопастной
Частота вращения вентилятора очистки, об/мин 380-1000
Двигатель
Тип двигателя 4-х тактный, жидкостного охлаждения без турбонаддува
Модель двигателя ЯМЗ-238АК
Производитель двигателя Ярославль
Мощность двигателя, кВт 173
Мощность двигателя, л.с. 235
Удельный расход топлива, номинальный, г/л.с. ч 162
Емкость топливного бака, л 540
Зерновой бункер
Вместимость бункера зерна, куб. м 6
Высота выгрузки, мм 2900
Скорость разгрузки бункера, л/сек 42
Габаритные размеры и масса
Длина с жаткой в транспортном положении, мм 17500 (жатка 6 м)
Ширина в транспортном положении, мм 4400
Высота в транспортном положении, мм 3980
Масса без жатки/ с жаткой, кг 10990/12590 (жатка 6 м)

Преимуществ этого вида техники

    • Высокая производительность, которая достигается благодаря использованию классической однобарабанной системы. Молотильный барабан обладает очень крупным диаметром, он комплектуется набором широкозахватных жаток. Эта техника комплектуется зерновым бункером большего объема, который отличается оперативностью выгрузки. Комбайн снабжен гидростатическим приводом, который обеспечивает высокую маневренность и легкость управления. Топливный бак крупных размеров серьезно увеличивает время автономной работы. Современная кабина, которая отличается высоким уровнем комфорта, позволяет создать необходимые условия для высокой продуктивности труда.
    • Возможность выполнять работу практически в любых условиях. Жатки комплектуются копирующим устройством и специальным камнеуловителем, что дает возможность проводить работы даже на очень трудных полях. Специальная конструкция наклонной камеры и удобный сброс деки дают возможность при необходимости быстро восстанавливать работоспособность всех механизмов. Вибропобудители бункера позволяют осуществлять выгрузку при любых погодных условиях.
    • Низкие потери при уборке и возможность на выходе получать чистое зерно. Благодаря достаточно большой площади подбарабанья достигается тщательный и мягкий обмолот. Специальный двухступенчатый механизм очистки, снабженный вентилятором, а также устройство автономного домолота дает возможность на выходе получить чистое и целое зерно. Специальная конструкция барабанного обмолота, снабженная клавишным соломотрясом, позволяет добиться высочайшего качества зерна при довольно незначительных энергозатратах.
    • Высокий уровень универсальности. Благодаря огромному набору разнообразного дополнительного оборудования, комбайны этой модели в состоянии убирать различные виды культур. Навесное оборудование обеспечивает гибкую работу с незерновым урожаем.
    • Долговечность и высокая надежность. Рациональная конструкция обеспечивает невероятно долгий срок эксплуатации практически при любых условиях.
    • Высокая экономичность. Неприхотливый двигатель и надежная система фильтрации являются гарантией экономичного потребления топлива. Минимальное количество точек смазок и удобный доступ к ним обеспечивают простоту и оперативность технического обслуживания.

Комбайн ДОН-1500

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМБАЙНА ДОН-1500 4

1.1 Описание комбайна ДОН-1500 4

1.2 Устройство комбайна Дон-1500 5

1.3 Основные технические характеристики 6

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМБАЙНА ДОН-1500 9

2.1 Особенности технологического процесса комбайна 9

2.2 Регулировка молотильного аппарата 12

Библиографический список 20

ВВЕДЕНИЕ

Сельскохозяйственная отрасль включает в себя большое количество подразделов, среди которых важное место занимает земледелие. Именно здесь и работает, пожалуй, самая сложная сельскохозяйственная машина – сельскохозяйственный комбайн. Все подобные машины разделены на несколько групп: комбайны для уборки корнеплодов, комбайны для уборки овощей и, конечно же, зерноуборочные комбайны. Именно о последних и пойдет речь сейчас. Зерноуборочный комбайн в полной мере отвечает гордому званию «комбайна», так как объединяет в себе огромное количество функций.

Он один в непрерывном ритме выполняет полный цикл по уборке зерновых культур, который включает в себя такие этапы, как срезание культуры и ее подачу в молотильный аппарат, где производится обмолот зерна из колосьев. В череве зерноуборочного комбайна зерно первично провеивается, отделяясь от плевел и вороха. В бункер комбайна – закрытый кузов этой огромной машины – зерно поступает уже обмолотым и чистым. Таким образом, зерноуборочный комбайн сам выполняет работу жатки, молотилки и веялки.

Помимо этого, некоторые модели комбайнов производят измельчение злаковых стеблей, таким образом, принимая участие в заготовке кормов, а именно соломы, для скотоводства. В зависимости от убираемой культуры и метода уборки (напрямую или на свал для злаковых) на комбайн монтируются различные виды навесного оборудования, как то жатки, косилки и т.д. Наиболее распространенными на постсоветском пространстве являются комбайны Дон-1500 и его модификации, производимый ростовским заводом «Ростсельмаш».

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМБАЙНА ДОН-1500

1.1 Описание комбайна ДОН-1500

Зерноуборочный комбайн Дон-1500Б предназначен для уборки зерновых колосовых культур прямым и раздельным комбайнированием, а с использованием дополнительных приспособлений — для уборки зернобобовых, крупяных мелкосеменных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, кукурузы на зерно и зерностержневую смесь.

Для уборки незерновой части урожая комбайн по заказу потребителя может оборудоваться копнителем, универсальным измельчителем, капотом, измельчителем-разбрасывателем. В зависимости от способа уборки урожая и по требованию заказчика комбайн может комплектоваться универсальными жатками, а также платформами-подборщиками.

Этот самоходный, колесный, однобарабанный комбайн реально предназначен для настоящей уборки зерновых колосовых, может грамотно использоваться для сбора зернобобовых, крупяных и мелкосеменных культур и быть оснащенным хедерами разной ширины захвата. Тщательно комплектуется технологичным копнителем для абсолютного сбора незерновой части выращенного урожая или отменным капотом для грамотной укладки мякины и соломы в приспособленный для этого, валок или прекрасным измельчителем, работающим по самым разнообразным технологическим схемам. Предусматривается специальная тележка для перевозки жаток, а реальный диаметр шнека увеличен до 590 мм.

Достойное крепление пальчикового эксцентрикового механизма тщательно утоплено в прочном корпусе шнека, это в свою очередь, исключает наматывание какой-либо массы при тщательной уборке хлебов. Практичный, режущий аппарат вполне может использоваться соответственно в двух вариантах- как с пальцами закрытого, так и открытого типов.

Серийно комбайн начал выпускаться с 1986 года, в последующем став одним из самых популярных зерноуборочных комбайнов в СНГ. В 2006 году на смену «Дон-1500» пришла серия комбайнов «Acros» и «Vector».

1.2 Устройство комбайна Дон-1500

Комбайн оснащен усиленными граблинами увеличенной длины, где соответствующий аклон пальцев граблин автоматически устанавливается при непременном перемещении мотовила по поддержкам. Также качественно предусмотрено современное приспособление для его четкого монтажа и демонтажа всего лишь одним человеком. Изумительная подвеска традиционной пружинной системы имеет отменную регулировку для необходимого выравнивания мощного корпуса проставки при соединении ее с стильной наклонной камерой.

Имеющееся на комбайне, молотильное устройство естественно, включает в себя чудесный молотильный барабан, традиционное подбарабанье с максимально увеличенной площадью сепарации, чувствительный механизм регулировки подбарабанья и изумительный вариатор с автоматическим устройством мощного натяжения приводного ремня в прямой зависимости от реально создаваемой нагрузки. Соломотряс комбайна общей площадью в 6,02 кв.м., состоит из пяти жалюзийных, клавиш с нерегулируемой рабочей поверхностью.

На комбайне Дон-1500 имеется совершенно автономное домолачивающее устройство, а другое, транспортирующее устройство грамотно состоит из практичного зернового шнека, качественного зернового скребкового элеватора, колосового шнека, распределительного шнека технологичного домолачивающего устройства.

Рисунок 1 Схема электрооборудования комбайна

Дон — 1500 обладает клиноременным вариатором привода барабана, на нем установлен зарекомендовавший себя с хорошей стороны, дизель СМД-31А, реально четырехтактный, шестицилиндровый, с фантастическим непосредственным впрыском топлива прямо в камеру. Комбайн прекрасно оснащен выносливыми шинами с протектором максимально высокой проходимости, качественно оборудован комфортной кабиной с кондиционером и вентиляцией, регулируемым сиденьем, электронной системой, теплозащитными стеклами.

О любых нестандартных отклонениях комбайнер своевременно предупреждается световой и звуковой сигнализациями.

1.3 Основные технические характеристики

Комбайн Дон-1500Б — модернизированная модель комбайна Дон-1500А, обеспечивающая повышение производительности на 20-25% за счет новых технических решений.

Технические характеристики
зерноуборочного комбайна Дон-1500Б

Показатель

Значение

Производительность по зерну за 1 ч основного врнмени, т/ч

Ширина захвата жаток, м

6,0; 7,0; 8,6

Ширина захвата подборщика, м

2,75; 3,4

Ширина молотилки, мм

Диаметр молотильного барабана, мм

Длина клавиши соломотряса, м

4,1

Плошадь соломотряса, м2

6,15

Площадь решет очистки, м2

4,75

Вместимость бункера для зерна, м3

6,0

Мощность двигателя, кВт(л.с.)

165,6(225)

Емкость топливного бака, л

Комбайны «ДОН» комплектируются дизельными двигателями ЯМЗ, СМД и Д — 461/51.

  • Мощность двигателя ЯМЗ — 235 л.с.
  • Ширина захвата жатки— от 6 до 8,6 м
  • Пропускная способность молотилки — 10 — 12 кг/сек
  • Максимальная скорость:
    • Транспортная — 22 км/ч
    • Рабочая — 5 км/ч
  • Объём бункера — 6 куб. м
  • Число клавишей соломотряса — 5

На эти комбайны устанавливаются копнители, измельчители и разбрасыватели.

Рисунок 2 Схема включения «массы» комбайна
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМБАЙНА ДОН-1500

2.1 Особенности технологического процесса комбайна

Технологический процесс комбайна Дон-1500 протекает следующим образом:

Полосу стеблей убираемой культуры, отделяемую делителем от хлебостоя, захватывают лопости мотовила и подводят к режущему аппарату. Срезанные стебли подаются с мотовила к шнеку жатки. Шнек, имея спирали правого и левого направления, перемещает срезанные стебли от краев к центру жатки, где расположен пальчиковый механизм. Пальчиковый механизм шнека захватывает их, а также стебли, непосредственно поступающие на него, и направляет в окно жатки, из которого масса отбирается битером проставки и передается к транспортеру.

Наклонная камера, которая направляет ее в приемную камеру молотилки.

В молотильном аппарате масса обмолачивается и большая часть зерна и мелких соломенных фракций выдается через решетчатое подбарабанье на транспортную доску. Из молотильного аппарата хлебная масса выходит в виде двух фракций – соломенного и зернового вороха. Соломенный ворох, содержащий в основном крупную солому, и часть зерна попадает на самотряс, на котором отделяется оставшееся зерно и мелкие соломистые частицы, а солома по самотрясу поступает к копнителю. При сходе с самотряса солома захватывается граблинами соломонабивателя и направляется в камеру копнителя. По мере наполнения копнителя растет усилие подпрессовки соломы, которое воздействует на клапан аварийного заполнения и включает сигнал полного заполнения копнителя. Если механизатор почему-либо не заметил этого сигнала и не сбросил копну, то включается автомат сброса копны.

Зерновой ворох, выделенный через подбарабанье, а также зерно и мелкие соломенные частицы, выделенные на самотрясе, поступают на транспортную доску, которая подает этот ворох на очистку.

На решетах очистки, оборудованных вентилятором, зерно обдувается и окончательно очищается от соломистых примесей. Чистое зерно, прошедшее через оба решета, поступает по скатной доске решетного стана в зерновой шнек и транспортируется элеватором в бункер.

Недомолоченные колоски, сходящие с нижнего решета вместе с примесью свободного зерна и половы, попадают в колосовой шнек и перемещаются шнеком и элеватором к автономному домолачивающему устройству, где выделяется оставшееся зерно.

Образовавшийся после домолота ворох, поступает в горловину распределительного шнека, который сбрасывает его на конец транспортной доски. При этом труднообмолачиваемые колоски могут несколько раз циркулировать по контуру «домолот — очистка», пока не произойдет их полный вымолот.

Мелкая соломистая часть транспортируется воздушным потоком и решетами к половонабивателю, который подает ее в камеру копнителя или в шнек половооборотника – измельчителя.

При использовании навесного измельчителя солома с соломотряса поступает непосредственно на измельчающий аппарат и после измельчения молотковыми ножами выбрасывается через дефлектор в тележку или на поле. При этом она проходит через нижний люк и лопатки разбрасывателя, которые можно устанавливать в одно из двух положений: для выбрасывания на поле или укладки в валок.

Комбайны Дон-1500 при комплектации соответствующими приспособлениями могут использоваться на уборке кукурузы, подсолнечника, сои, сорго, крупяных культур, семенных трав.

В этом случае технологический процесс в молотилке комбайна практически не изменяется. Все рабочие органы остаются на месте. Однако, чтобы усилить воздействие этих рабочих органов на убираемую культуру с учетом ее свойств их подвергают некоторой доработке. Так, например, при уборке семенных трав, на переднюю часть подбарабанья молотилки устанавливается специальная сетка, которая способствует лучшему вытиранию семян, а в очистку вводят семенное решето, что улучшает сход в нижний полосовой шнек.

При уборке кукурузы функции молотильного аппарата остаются теми же, но для улучшения технологического процесса пространство между бичами перекрывают специальными щитками, а для повышения эксплуатационной надежности соломотряса так же закрывают щитками его первый и второй каскады.

Наибольшее изменение жатвенная часть претерпевает при уборки кукурузы и подсолнечника, для которых применяют принципиально новые приспособления.

Уборка некоторых других культур требует доработки шнека и мотовила. Так при уборке сорго на трубы граблин устанавливают специальные лопасти, обтянутые с одной стороны полотном, что способствует значительному снижению потерь зерна.

При уборке люпина на мотовила монтируются граблины с удлиненными пальцами.

Обмолоченное зерно выгружается в автопоезд камаз 55102, который отвозит погруженное зерно на механизированный ток, используется с прицепом и перевозит одновременно 23 тонны зерна. Высота бортов увеличивается, что позволяет увеличить объем кузова. Разгрузочное устройство позволяет открывать и закрывать борта автоматически, что сказывается на производительности.

Привезенное автопоездом зерно разгружается на площадку, а затем погрузчиком ЗПС-100 грузится в автомобиль ГАЗ-САЗ 35-07 и отправляется на доочистку на механизированный ток ЗАВ-40.

Очищенное зерно буртуется в ворох и хранится на крытом току для его последующей реализации.

2.2 Регулировка молотильного аппарата

Скорость движения хлебной массы в пространстве между барабаном и подбарабаньем меньше, чем скорость бичей и штифтов. Поэтому хлебная масса подвергается многократным ударам и перетирающим воздействиям бичей и штифтов, что способствует вымолачиванию зерна. Интенсивность вымолота зависит от скорости и числа ударов бичей, а также от размера зазоров. Поэтому оптимальный режим работы молотильного аппарата устанавливают, регулируя частоту вращения барабана и зазора а (см. рис. 9, а) между бичами барабана и планками подбарабанья, а штифтовых молотильных аппаратов — изменяя частоту вращения и боковой зазор между штифтами барабана и подбарабанья.

Частоту вращения барабана регулируют вариатором (рис. 10, а) при включенной молотилке на малых оборотах двигателя. Вариатор комбайна «Дон-1500» состоит из двух двухдисковых шкивов, охваченных клиновидным ремнем 15. Неподвижный диск 18 ведущего шкива установлен на ступице шкива 19 контрпривода молотилки. Подвижной диск 17 связан болтом 20 с обоймой 23, закрепленной на конце плунжера гидроцилиндра 21. Неподвижн й диск 6ведомого шкива смонтирован на валу 1 барабана, а подвижной диск — на ступице 2 неподвижного диска. Диск
5 может перемещаться вдоль оси ступицы.

Для увеличения частоты вращения барабана комбайнер перемещает золотник гидрораспределителя так, чтобы масло из нагнетательной магистрали гидросистемы поступало в гидроцилиндр 21. Плунжер гидроцилиндра, а вместе с ним обойма 23 и подвижной диск 11 перемещаются вправо и выжимают ремень из ручья так, что он располагается на большем диаметре шкива. Одновременно ремень, преодолевая сопротивление пружины 4, раздвигает диски 5 и
6 ведомого шкива и перемещается на его меньший диаметр.
Рисунок 3 Механизм регулирования режима работы молотильного аппарата комбайна «Дон-1500»:
а — вариатор частоты вращения барабана; б— механизм регулирования молотильных зазоров; 1, 41 — валы; 2, 3 — ступицы; 4 — пружина; 5, 6, 17, 18 — диски шкивов; 7—фланец; 8— диск барабана; 9, П — бичи; 10— подбичник (планка); 12 — подбарабанье; 13 — пальцевая решетка; 14— отбойный битер; 15 — ремень; 16— боковина молотилки; 19— шкив; 20— болт; 21 — гидроцилиндр; 22— маслопровод; 23— обойма; 24, 30, 46, 33— винтовые стяжки; 25, 27, 29, 43, 45, 52 — подвески; 26, 28, 32, 42, 44, 50— рычаги; 31 — кнопка; 33 — тяга; 34, 38— собачки; 35, 37— храповики; 36 — лимб с делениями; 39— цепь; 40— педаль; 47— пруток; 48, 49— планки; 51 — боковина; 54 — направляющая
Чтобы уменьшить частоту вращения барабана, перемещают золотник гидрораспределителя, соединяя полость гидроцилиндра 21 с системой слива. Под действием пружины подвижной диск 5 ведомого шкива выжимает ремень на больший диаметр. На ведущем шкиве ремень переходит на меньший диаметр, смещает подвижной диск 17и соединенный с ним плунжер. Частоту вращения барабана контролируют по показаниям на цифровом табло, информация на который поступает от индуктивного датчика, смонтированного с правой стороны на валу барабана.

На валу барабана смонтирована кулачковая муфта, обеспечивающая автоматическое натяжение ремня пропорционально передаваемой мощности.
Частоту вращения барабана комбайна «Дон-1500» изменяют от 517 до 954 мин-1, комбайна СК-5А «Нива» — от 400 до 1335 мин-1, а комбайна «Енисей-1200″— от 459 до 1354 мин-1. Для уборки различных культур комбайном «Дон-1500» рекомендуется следующая частота вращения (мин-1): пшеница — 750…820, ячмень, овес, рожь — 700…780, кукуруза на зерно —350…450, подсолнечник — 200…300, горох — 350…400, семенники трав — 650…860.

Частоту вращения барабана устанавливают в зависимости от убираемой культуры, сорта, степени зрелости, влажности и других факторов. Регулируют частоту вращения барабана осторожно, так как при недостаточной частоте возрастает недомолот, а при повышенной — дробление и микроповреждение зерна, а также чрезмерное измельчение соломы (рис. 4, а). Для каждой культуры регулировка частоты вращения барабана дополняет регулировку зазоров, которая является основной для молотильного аппарата.

Зазоры между бичами барабана и планками подбарабанья регулируют при помощи специального механизма, который у комбайна «Дон-1500» (см. рис. 4, б) снабжен торсионным валом 41. Подбарабанье при помощи подвесок 25, 27, 29, 43, 45, 52 прикреплено к валу. Рычаг 42, установленный на валу, соединен цепью 39 с расположенным в кабине механизмом дистанционного регулирования зазоров.

В зависимости от условий работы, убираемой культуры, ее состояния, времени суток регулируют зазоры, перемещая рычаг 32, который собачкой 38поворачивает храповик 37 и вместе с ним вал с барабаном лебедки. При этом цепь 39 наматывается на барабан, а подбарабанье поднимается. Для опускания подбарабанья нажимают на педаль 40 и, придерживая рычаг 32, увеличивают зазор.

Рисунок 4 Изменение показателей работы молотильного аппарата в зависимости от его регулируемых параметров:
а — частоты вращения; б — зазоров; в — подачи массы; 1 — недомолот; 2 — дробление зерна; 3 — просеивание зерна сквозь отверстия подбарабанья.

Для экстренного опускания подбарабанья нажимают одновременно на кнопку 31 и педаль 40. Зазор контролируют по шкале зазоров, нанесенной на лимбе 36. Периодически проводят установочную регулировку зазора. Для этого рычаг 32 поднимают вверх до упора и совмещают деление шкалы 18/2 со стрелкой. Затем, изменяя длину винтовых стяжек 24, 30, 46 и 53, добиваются, чтобы зазоры между планками и бичами в начале и конце подбарабанья были (18 ± 1) и (2 ± 1) мм. Зазоры для каждого бича проверяют через люки, поворачивая барабан вручную. Отрегулированное таким образом подбарабанье рычагом 32 можно опускать и получать зазоры: на входе 18…60 мм, на выходе 2…58 мм.

Двухбарабанные комбайны снабжены двумя рычагами. Рычаг, расположенный в кабине, предназначен для регулировки зазоров первого молотильного аппарата. Рычагом, установленным на крыше молотилки, регулируют зазоры второго молотильного аппарата.

Боковые зазоры между зубьями штифтового барабана и подбарабанья должны быть одинаковыми с обеих сторон зуба. Смещение барабана в сторону вызовет одновременно недомолот и повышенное дробление зерна. В этом случае следует сместить барабан в подшипниках так, чтобы зубья барабана расположились симметрично относительно рядов зубьев подбарабанья.

Зазоры устанавливают такими, чтобы обеспечить максимальный вымолот и минимальное дробление зерна. При небольшом зазоре интенсивность обмолота больше, однако увеличивается повреждение зерна и сильнее измельчается солома (рис.4, б), что ухудшает качество работы очистки. При появлении недомолота зазоры постепенно уменьшают, пока не добьются полного вымолота. При этом следят за дроблением зерна. Если дробление возросло, увеличивают зазоры до появления признаков недомолота. Если таким приемом не удалось уменьшить повреждение зерна, снижают частоту вращения барабана.

Зазоры увеличивают, а частоту вращения барабана снижают при уборке легко обмолачиваемых культур. При этом следят за тем, чтобы не было недомолота. На уборке трудно обмолачиваемых, влажных и засоренных хлебов зазоры уменьшают, а частоту вращения барабана увеличивают в такой степени, чтобы не было повреждения зерна, но был хороший вымолот.

Качество работы молотильного аппарата зависит от подачи хлебной массы (рис. 4, в). Увеличение подачи выше оптимальной приводит к резкому возрастанию недомолота и большим потерям свободным зерном, так как при перегрузке на соломотряс поступает больше зерна. Поэтому работать с перегрузкой нельзя.

Из молотильного аппарата обмолоченная масса (ворох) выбрасывается барабаном с большей скоростью. Чтобы она попала на начало соломотряса, необходимо уменьшить скорость полета соломы. Эту функцию выполняет отбойный битер 11 (см. рис. 4, д). Лопасти битера захватывают обмолоченную массу и отбрасывают ее на переднюю часть соломотряса. Часть зерна из соломы просеивается сквозь пальцевую решетку 12, прикрепленную к задней планке подбарабанья и перекрывающую промежуток между подбарабаньем и клавишами соломотряса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе было обозначено, что комбайн «Дон-1500» относится к группе с классической молотилкой. Он состоит из жатвенной части, включающей в себя жатку, проставку и накопительную камеру, молотилки, бункера, копнителя, двигателя, трансмиссии, ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления, электрооборудования и электронной системы контроля технологического процесса и состояния агрегатов. На комбайне вместо копнителя можно установить универсальное приспособление для измельчения и сбора соломы и половы в прицепные тележки или разбрасывания их по полю.

Жатвенная часть с помощью наклонной камеры фронтально (спереди) присоединена к раме молотилки. Жатка соединена с проставкой шарнирно и может совершать колебательные движения как в продольной, так и в поперечной вертикальной плоскости. Такое соединение жатки с проставкой обеспечивает ей возможность при опоре на поверхность поля башмаками копировать рельеф поля и поддерживать установленную высоту среза растений режущим аппаратом.

На жатке смонтированы делители, мотовило, режущий аппарат, шнек, копирующие башмаки, в проставке-битер, а в наклонной камере-транспортер, для подбора валков на жатке устанавливают подборщик, мотовило снимают, а режущий аппарат отключают.

Молотилка состоит из следующих основных частей и механизмов: молотильно-сепарирующего устройства, включающего в себя барабан, подбарабанные и отбойный битер, соломотряса, транспортной доски, очистки, зернового и колосового шнеков, зернового и колосового элеваторов, домолачивающего устройства, снабженного распределительным шнеком. Очистка, расположенная под соломотрясом, состоит из верхнего, нижнего жалюзийных решет, удлинителя и вентилятора. На крыше молотилки установлен бункер, снабженный загрузочным и выгрузным шнеками.

Комбайны снабжены пневматическими колесами: передними ведущими и задними управляемыми. Все механизмы и ведущие колеса приводятся в действие от двигателя. Работой комбайна управляет машинист при помощи гидравлической системы и соответствующих механизмов, расположенных в кабине.

Рабочий процесс комбайна протекает следующим образом. Пальцы подборщика, смонтированного на жатке, подают стебли из валков на платформу или мотовило и укладывают на нее стебли, срезанные режущим аппаратом. Шнек сужает поток стеблей (хлебная масса) и направляет их к битеру, а от него – к плавающему транспортеру. Нижняя ветвь транспортера перемещает стебли в мотовильный аппарат. Вращающийся барабан наносит удары по потоку хлебной массы, перемещает ее по подбарабанью и обмолачивает.

Обмолоченная хлебная масса (грубый ворох) состоит из соломы, зерна, половы и примесей. Мелкие части грубого вороха, зерно и полову принято называть мелким зерновым ворохом. Основная часть (70-80%) зернового вороха в процессе обмолота проходит сквозь отверстия подбарабанья и падает на транспортную доску.

Солома с остатками зернового вороха выбрасывают барабаном с большой скоростью. Отбойный битер уменьшает скорость перемещения соломы и направляет ее на соломотряс. Во время перемещения массы по пальцевой решетки, установленной под битером, происходит дальнейшее выделение зерна из соломы. Битер, непрерывно отводя обмолоченную массу от барабана, предупреждает наматывание на него стеблей.

Ступенчатые клавиши соломотряса, совершая круговые движения, интенсивно перетряхивают солому. Зерно и мелкие примеси просыпаются сквозь отверстия клавиш и сходят по их наклонному дну на транспортную доску. Гребенки клавиш продвигают солому к выходу из молотилки.

Зерновой ворох, выделенный подбарабаньем и соломотрясом, по транспортной доске ссыпается на верхнее жалюзийное решето очистки. Зерно просыпается сквозь просветы решета и падает на нижнее решето. Под решета направлена струя воздуха от вентилятора, которая уносит в копнитель легкие примеси (полову). Очищенное зерно, прошедшее сквозь нижнее решето, собирается в желобе шнека, подается скребковым транспортером элеватора в шнек и загружается в бункер.

В процессе обмолота часть колосков отламывается от стеблей и необмолоченными поступают на очистку. Такие колоски сходят с верхнего решета на его удлинитель и сквозь просветы последнего просыпаются в желоб колосового шнека, который их сбрасывает на наклонный транспортер (элеватор), направляющий колоски в домолачивающее устройство. Вращающийся ротор устройства во взаимодействии с зубчатым подбарабаньем обмолачивает колоски и сбрасывает образовавшийся ворох на транспортную доску по всей ее ширине. В дальнейшем этот ворох поступает на решето очистки для выделения из него зерна.

Крупные примеси (сбоина), не прошедшие сквозь просветы удлинителя, вместе с легкими примесями (половой)выводятся из молотилки. Из бункера зерно выгружают шнеком на ходу или на остановках.

Для сбора соломы или половы на комбайн навешивают гидрофицированный копнитель или измельчитель. В копнитель солома подается соломонабивателем, а полова – половонабивателем. Сформированная копна выбрасывается на поле. Комбайн, снабженный измельчителем, может собирать измельченную солому вместе с половой в прицепленную сзади тележку, укладывать солому в валок или разбрасывать по полю.

Устройство и принцип работы остальных комбайнов первой группы в основном аналогичны. Различаются они размерами, устройством отдельных агрегатов, пропускной способностью и производительностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 А.П.Акимов, Справочная книга тракториста-машиниста / А.П.Акимов, В.А.Лихачов – М.: Колос, 1993. – 350 с.

2 В.М.Байтин, Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства / В.М.Байтин – М.: Колос, 2000. – 536 с.

3 Ю.И.Воронов, Сельскохозяйственные машины / Ю.И.Воронов, Л.Н.Ковалев, А.Н.Устинов – М.: Агропромиздат, 1993. – 256 с.

4 Зерноуборочный комбайн «Дон-1500» и его модификации: Учебное пособие / А.Г.Рыбалко, В.И.Дмитриенко, А.А.Протасов и др. – Саратов, 2002. – 188 с.

5 В.В.Стефанский, Эксплуатация комбайнов «Дон» / В.В.Стефанский – М.: Росагропромиздат, 1988. – 94 с.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *